Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ликвидация монополий, но поднятие цены

Последствия 5 месяцев второго этапа реформы рынка электроэнергетики в выводах ведущих экспертов отрасли
29 мая, 2019 - 11:02
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

1 января этого года в Украине стартовала реформа розничного рынка электроэнергетики. Среди самых существенных изменений — создание конкурентного рынка электроэнергии, ликвидация монополии облэнерго и поставки электроэнергии по прямому договору между поставщиком и потребителем.

На первом заседании Энергетического клуба в Бизнес-школе МИМ участники проанализировали первые результаты реформы, спрогнозировали, как она повлияет на рынок и потребителей, и указали пути, как можно эффективно воспользоваться изменениями.

МОНОПОЛИЯ ОБЛЭНЕРГО ЛИКВИДИРОВАНА

Теперь облэнерго выполняет лишь функцию распределения электроэнергии. Потребитель в новом рынке становится активным его участником и может сам выбирать поставщика. «Но свободный выбор всегда несет с собой ответственность — потребитель рискует натолкнуться на поставщика с непрозрачными, а в результате и невыгодными условиями», — отмечает директор  департамента энергосбытовой политики ООО «Укрэнергоконсалтинг» Наталия Костишена

КОЛИЧЕСТВО ПОСТАВЩИКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ УВЕЛИЧИЛОСЬ

«На протяжении двух месяцев после проведения реформы в трех западных областях количество поставщиков увеличились с 6 до 78», — рассказывает Наталия.  Теперь в каждой области, говорит эксперт, около 90 поставщиков. Почти каждую неделю на рынок по договору о распределении заходят новые 4-6 поставщиков. Но реально работают в среднем около 10 поставщиков. «В генерации нет конкуренции. Пока ее нет, не будет конкуренции и на рынке», — отмечает экс-глава Комиссии по регуляции энергетики Сергей Титенко.

Эксперты выделяют ряд проблем, которые возникли после проведения реформы. О некоторых из них было известно задолго до 1 января, но из-за отсутствия координации и площадок для обсуждения они остаются нерешенными.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ НЕ СТАЛА ДЕШЕВЛЕ

Надеяться, что реформа обеспечит украинцев дешевой электроэнергией не стоит. По прогнозам экспертов, конечная цена электроэнергии для бизнеса может вырасти на 30%, даже не учитывая инфляцию и другие факторы. Электроэнергия для малого и среднего бизнеса будет дороже, чем для крупной промышленности.

Генерации невыгодно работать с небольшими потребителями, поэтому они будут вынуждены покупать электроэнергию на бирже, а также оплачивать услуги трейдера. «От нового подхода на розничном рынке выиграли по большей части крупные потребители, которые присоединены к сетям НЭК. Они перестали платить тариф за распределение», — рассказывает Наталия Костишена.

На цену может повлиять также то, что большинство оборудования на предприятиях генерации устаревшее. «Уже с 20-х годов оно начнет выходить из строя. Перед нами стоят вопросы инвестиций в этот сектор. Рынок генерации может стать дефицитным — и это приведет к спекуляциям», — считает Наталия.

Развитие альтернативной энергетики также может забрать 8% денег с рынка. В дальнейшем его рост будет существенно влиять на общую стоимость электрической энергии. При выборе поставщика Наталия Костишена советует учитывать собственное потребление по почасовому графику, обращать внимание на условия расчетов  (авансовые платежи, отсрочка платежа, оплата по факту) и искать предложения с минимальной сбытовой надбавкой.

Нет адекватной информационной поддержки для потребителей и поставщиков в новом энергорынке

Монополия облэнерго уничтожена, но появилась ли конкуренция? «Сейчас нет данных, по которым потребители могут проверять адекватность предложений и заявок», — отмечает экс-глава Комиссии по регуляции энергетики Сергей Титенко. Поэтому быть уверенным, что сделал оптимальный выбор, потребитель пока не может.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ТАРИФЫ ОТОШЛИ В ПРОШЛОЕ

«Эта норма применялась для розничного тарифа и давала значительные привилегии тем, кто мог перевести производство на ночное время работы», — комментирует Наталия Костишена. Переход на почасовое потребление привел к тому, что выгода потребителей вполовину уменьшилась.

Экс-глава Комиссии по регуляции энергетики Александр Рогозин считает, что дифференцированные тарифы можно было бы сохранить для потребителей: «Они нужны в первую очередь для того, чтобы потребители изменением своего графика потребления приносили пользу системе в целом. За счет этого снижается потребность в резервах системы». С отменой дифференцированных тарифов эта проблема может появиться снова.

В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ РЕФОРМА МАЛО ПОВЛИЯЕТ НА КАЧЕСТВО УСЛУГ

Качество электрической энергии обеспечивается операторами системы распределения.  Уже более 10 лет речь идет о введении RAB-тарифа для распределительных компаний — для того, чтобы была возможность привлекать инвестиции и больше вкладывать в сети, изношенность которых составляет 65-70%. Распределительные компании способны поддерживать этот уровень, но не имеют возможности модернизировать сеть.

С другой стороны, значительно развился рынок сервиса: работают колл-центры, центры обслуживания потребителей, происходит мониторинг качества услуг, налагаются штрафы за несоблюдение стандартов. Но это не решает основной вопрос износа инфраструктуры.

НАЛИЧИЕ СИСТЕМНЫХ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Значительной проблемой является наличие системных неплательщиков (государственные шахты, несколько водоканалов). По новым нормам водоканалы должны покупать электроэнергию с 100%-й предоплатой — но тарифы на их услуги не покрывают расходы.

 Порядок отключения защищенных потребителей еще не определен Кабинетом Министров. «Он допускает, что у таких предприятий должны быть финансовые гарантии — а их фактически нет», — комментирует Александр Рогозин.

Среди сложностей в проведении реформы специалисты называют также отсутствие механизма проведения реформы, недостаточное координирование участников и операторов рынка и невозможность объективной оценки рисков и последствий для потребителя. Но несмотря на это, создание конкурентного энергетического рынка предоставит бизнесу новые условия для развития и обеспечит больше возможностей для экономии.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ