Украину поглотила эпидемия улучшения общественного транспорта, по крайней мере в больших городах. Некоторые руководители городов предпринимают такие шаги ради улучшения имиджа, некоторые — ради уменьшения количества заторов, некоторые предпринимали их для иностранцев к Евро-2012. Но в большинстве случаев интерес руководства к изменениям быстро сходит на нет, и реформы остаются незаконченными. Часто это приводит к ухудшению транспортной ситуации в городах и, как следствие, снижению рейтинга у «родителей города».
Так, два года назад, за два года до футбольного чемпионата Евро-2012 руководство Львова решило полностью изменить философию общественного транспорта в городе.
Для создания новой схемы пригласили французскую компанию Louis Berger, которая начиная с конца 2010 года приступила к «переосмыслению» транспорта во Львове. Потом к ним подключились специалисты кафедры транспортных технологий Национального университета «Львовская политехника». Разработка проекта «под ключ» стоила 540 тысяч евро, которые были предоставлены ЕБРР.
Проблема заключалась в том, что раньше большинство маршрутов были ориентированы на центр, часто дублировали друг друга. В частности, все 19 маршрутов электротранспорта дублировались автобусами. Это приводило к тому, что центр был перегружен. Средняя скорость общественного транспорта часто достигала 2 км/ч, вместо стандартных 10—15 км/ч. Из-за этого сбивались расписания. Кроме того, маршрутки часто останавливались в неразрешенных местах, что приводило к аварийным ситуациям.
И вот 1 января 2012 года Львов проснулся в новой «транспортной одежде», которая не понравилась большинству граждан. «Все знали, что такое будет, но не думали, что это будет сразу. Выхожу утром, чтобы пойти в гости к друзьям, а едет какая-то «левая» маршрутка, и здесь в голове: «Где я?». После уже вспомнил, что происходит», — вспоминает свои первые впечатления от изменений львовянин Александр Литвинович. Он рассказывает, что перед тем, как ехать куда-либо, нужно было заходить в интернет и искать подходящий себе транспорт. «Были случаи, когда интернета не было, тогда нужно было становиться на разные остановки и спрашивать у людей. Привыкнуть к этому было нелегко, но другого выбора также не было», — подчеркивает Литвинович. В то же время, общественный активист, эксперт по городскому транспорту Львова Демьян Данилюк добавляет, что вначале катастрофически не хватало автобусов. «Была зима. Все ломалось, как это бывало и раньше. Холодно было стоять на остановках. Произошло увеличение пассажиропотока на электротранспорт, который не был готов к таким изменениям», — подчеркивает Данилюк.
Кстати, электротранспорта во Львове не хватает до сих пор. Выход из ситуации Львов находит в Европе, приобретая старые тридцатилетние трамваи после капитального ремонта у муниципалитетов Польши, Чехии и Германии. Так, недавно Львов закупил 5 бывших в употреблении трамваев у Германии, которые уже курсируют по улицам Львова.
В то же время местный «Концерн Электрон» создал совместно с немцами новый современный трамвай с низким полом. Его уже тестируют на улицах города, а в День Независимости обещают покатать первых пассажиров. Но у него есть небольшой недостаток, по сравнению со старыми трамваями. Его стоимость, хотя и ниже на 40%, чем у конкурентов, но все же составляет 12 миллионов гривен, в то время, как старенькие европейские трамваи обходятся городскому бюджету в полмиллиона гривен. Правда, новый трамвай более надежный в эксплуатации и потребляет меньше энергии, что может сделать его экономичным в будущем. Но размер нынешнего бюджета города все-таки больше склоняет мэрию к закупке старого транспорта.
Все же вернемся к реформе. По словам Данилюка, большинство начальных проблем были техническими, и вскоре их удалось разрешить. «В городе появилось больше многоместных автобусов. Хоть они и старые, и закупаются в Европе, но это лучше, чем малые тесные маршрутки. Один может заменить три-четыре маршрутки. Поэтому движение на улицах уменьшилось. Корректировка маршрутов помогла освободить центр», — рассказывает Данилюк. В то же время, говорит он, транспорт стал более эстетичным. «Салоны стали чище, из окон убрали всякие игрушки и вымпелы, водители начали приличнее одеваться. На окнах появились нормальные указания маршрута, которые четко видны издали. Почти нет музыки. Стало лучше, чем было, но далеко от идеального», — подчеркивает Данилюк.
Но современная транспортная реформа это не только изменение маршрутов и передел их между перевозчиками — это и еще долгая, дорогая и кропотливая работа в высокотехнологическом обеспечении. Так, по словам Данилюка, в Львове пока не ввели самое важное — электронный билет. «Именно на нем должна была строиться реформа. Благодаря этой системе планировалось, что пассажир сможет безоплатно сменять несколько маршрутов, заплатив в начале. Пока что выходит так, что львовянин, чтобы добраться из точки А в точку Б на другом краю города вынужден платить трижды. Кроме того, отсутствие электронных билетов на руку многим перевозчикам, которым не выгодно показывать всю свою выручку. Они могут не обновлять подвижной состав, как прописано в договоре с городским советом, мотивируя это низкими доходами», — добавляет Данилюк.
Другой недоработкой в реализации реформы стало затягивание с введением GPS-мониторинга. Планировалось, что на каждом автобусе, трамвае и троллейбусе будет установлен передатчик, который будет фиксировать основные данные транспорта и отправлять автоматически их на единый пульт. Там эти данные смогут обрабатывать муниципальные диспетчеры, кроме того информация появлялась бы в открытом доступе в интернете, как это уже работает в Днепропетровске и Симферополе, Луцке, а также в ближайшее время появится в Харькове, Виннице и Киеве.
Городской совет рассчитывает, что это должны были бы установить перевозчики за свои средства. Но им это невыгодно, потому что это дорого (установление стоит около 300 долларов). Кроме того, это увеличивает контроль за перевозами. Если сейчас они могут выпускать на маршрут 5 автобусов, то с введением контроля придется начать играть по правилам и выпускать, например, 12, как написано в паспорте маршрута
Отсутствие GPS-контроля привело к тому, что перевозчики смогли изменять маршруты. «Изначально реформа была неплохо придумана, но перевозчики все испортили тем, что начали изменять маршруты, как им заблагорассудится», — добавляет львовянин Петр Волынский.