Пресловутые аферы, как, например, «МММ», «Элита-центр» и другие, еще долго будут стоять комом в горле у наших сограждан. Как у пострадавших, так и у тех, кого эта беда, к счастью, обошла. Тем не менее, число жертв подобных финансовых махинаций в Украине продолжает расти. То ли люди у нас доверчивые, то ли махинаторы изворотливые.
Представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей, глава забастовочного комитета «ОЛБанка», генеральный директор торгового дома «СКАЛА» Богдан Цимейко рассказал «Дню», что он представляет интересы разных юридических лиц, у которых в лопнувшем банке хранилось около 300 тысяч гривен. Теперь эти фирмы оказались на грани банкротства, их счета арестованы из-за невозможности рассчитаться с контрагентами. В банк вложили деньги около трех тысяч человек, то есть юридических лиц. Не все из них сразу же, после признания банка банкротом, подали заявления о признании их гражданскими истцами, так как банк не уведомил кредиторов о своем плачевном состоянии. Только 120 человек получили официальный статус кредиторов «ОЛБанка» и теперь могут претендовать на возмещение ущерба. Банк сегодня должен им 1,2 миллиона гривен. А юридическим лицам — около двух миллионов. И когда пару лет тому назад Национальный банк Украины назначил в «ОЛБанк» временного администратора некого господина Шкинделя, рассказывает Цимейко, руководитель АКБ Олег Ищенко «вступил с ним в сговор». Таким образом, из банка были украдены около 28 миллионов гривен. Кроме того, все кредиты, выданные банком, Шкиндель признал безнадежными. По данным Ассоциации украинских банков на 1 апреля 2003 года (последняя информация о банке), активы «ОЛБанка» составляли 3,69 миллиона гривен, капитал — 0 гривен, депозиты физлиц — 1,49 миллиона гривен, депозиты юрлиц — 2,17 миллиона гривен. Нацбанк принял решение ликвидировать «ОЛБанк» 22 апреля 2003 года в связи с «нарушением нормативно-правовых актов НБУ, которые привели к значительной потере активов и доходов банка и к наступлению его неплатежеспособности».
Буквально на прошлой неделе коллегия судей Апелляционного суда Киева рассмотрела представление прокуратуры Днепровского района о решении Днепровского райсуда, отменившего постановление следователя прокуратуры о закрытии уголовного дела, связанного с АКБ «ОЛБанк». «Мы просили Президента Украины и министра внутренних дел создать оперативно- следственную группу по всем 13 банкам, входящим в забастовочный комитет, — говорит Цимейко. — Если государство не найдет преступников, то оно само должно возместить своим гражданам ущерб». Он уверен, что, поскольку банки в Украине создаются депутатами, должностными лицами, их защищает сама система. Уже 15 пострадавших умерли от инсультов и инфарктов, потеряв надежду на возвращение своих средств.
Вкладчик «ОЛБанка» Татьяна Тимошкина (у нее было в банке десять тысяч гривен) рассказала «Дню», что новые украинские банкиры под попечительством власти делают то же самое, что случилось со Сбербанком СССР. Невооруженным глазом видно, что все банки, а их около 13, закрывают по одной и той же схеме, которую «применили» и к «ОЛБанку». В ходе расследования следствие определило незаконность покупки банком 34,5% акций предприятия «ОЛГаз», связанного с акционерами банка, а также выдачи кредита ЗАО «Житняк». В связи с этим было возбуждено дело по ст. 364 ч. 2 УК (карается лишением свободы на 5 — 8 лет). По мнению вкладчиков, именно эти сделки пошатнули платежеспособность банка. «Незаконное отчуждение председателем правления банка Сергеем Ищенко более шести миллионов гривен в пользу своего родственника Олега Ищенко стало причиной кризиса «ОЛБанка», — заявил председатель комитета вкладчиков «ОЛБанка» Богдан Цимейко.
Тимошкина на вопрос «Дня» о том, что ее подтолкнуло вложить свои средства в столь «мелкий» банк, ответила, что она живет в том же районе, где были размещены офисы «ОЛБанка». Ей было удобно туда ходить. Кроме того, управляющий уверял ее, что банк в течение десяти лет давал прибыль под контролем Нацбанка и никто никаких претензий не предъявлял. «И вдруг задним числом его закрывают, не уведомив кредиторов», — удивляется она.
Одним из обещаний главы Нацбанка Стельмаха было помочь пенсионерам, повысив сумму компенсации, выплачиваемую Фондом гарантирования вкладов физических лиц, до 50 тысяч гривен. Выплата гарантированных сумм компенсаций не лишает вкладчиков права на компенсацию им вложенных в банк средств свыше гарантированной суммы. Но по этим вопросам необходимо обращаться к ликвидаторам банка. Сегодня надежды на то, что вкладчики вернут свои день — очень призрачны.
Но почему же люди так часто обманываются? Покупаются на раскрученный банковский бренд или высокие процентные ставки по депозитам. Хотя информация о банках часто является коммерческой тайной, недоступной даже прокуратуре, узнать информацию о банке все-таки можно. Оптимальным, идеальным с точки зрения надежности, считается банк, у которого сумма средств, направленная на развитие, втрое превышает взносы учредителей; объем выданных кредитов не превышает объема собственного капитала; риску подвергается не более одной трети всех доверенных средств банка; средства на расчетных счетах клиентов банка полностью обеспечены ликвидными активами; капитал банка полностью инвестирован в недвижимость и ценности; а совокупные обязательства полностью обеспечены ликвидными активами, недвижимостью и ценностями.
Председателя Ассоциации украинских банков Александра Сугоняко вопрос о лопающихся банках мало волнует. Он считает, что в Украине не существует тенденции к махинациям в банковских учреждениях. И призвал вкладчиков не паниковать по этому поводу. Верить ему или нет — личное дело каждого. Главное — суметь себя уберечь от подобной беды. Однако, и это самое обидное, умение защищаться от финансовых потерь мало зависит от образованности. Среди так называемых лохов можно обнаружить и академика, и милиционера, и адвоката.