Потребительские цены за январь—сентябрь уверенно пробили плановый годовой потолок. План на 12 месяцев перевыполнен за девять. Напоминает прошлые досрочные «победы», только наоборот. Такое неординарное для экономики Украины событие вызвало целый ливень комментариев журналистов, политиков и экономистов. И это естественно: чем выше инфляция, тем больше страдают обычные украинцы. И не только. Выше инфляция — ниже конкурентоспособность экономики Украины в целом. Таким образом, получаем удар по нашему благосостоянию, а о его росте даже и речь не идет.
Однако острота ситуации не должна толкать к неправдивым выводам. А то, что мы сегодня слышим, иногда просто ошеломляет. Это, в частности, попытки возложить ответственность на руководителей Нацбанка и действующего правительства. Но можно ли их обвинять, зная о чрезмерно частых «обновлениях» высших органов исполнительной власти, что просто парализует волю министров и подчиненных им чиновников к воплощению наиболее важных (и, соответственно, болезненных) изменений и реформ в экономике и, в частности, в собственности (на землю и на ЖКХ, например), в трудовых отношениях, в отношениях власти и бизнеса? Вспомните, Леонид Кравчук успел поменять трех премьеров, Леонид Кучма — пятерых, правда, за 10 лет, а Виктор Ющенко уже на третьего главу правительства поднял руку всего за два года. Нельзя не учитывать эти поспешные отставки, в результате чего профессия премьера Украины становится чуть ли не массовой. Как, скажем, парикмахер или официант... Возможно, это тоже признак гражданского общества?
Как правило, нынешние оценки природы ускорения роста цен являются результатом того, что критики не могут выбраться из предвыборных баталий или просто не чувствуют и не осознают сути событий. Многие из них не замечают принципиальных изменений в экономике и остаются в объятиях наивного либерализма первых лет независимости Украины.
Но, полемизируя с этими либеральными обвинениями и учитывая современное положение вещей, нельзя не признать, что избыточное денежное предложение питает ускорение инфляции. Это аксиома! Но... Критически важно понять, какие факторы сформировали и будут формировать избыточное денежное предложение. Ведь силы небесные (или адские) не имеют отношения к такой макроэкономической прозе, как это предложение. Тем более не зная, что его формировало и формирует, нельзя выработать эффективные средства для укрощения цен.
И еще один важный момент. А реально ли вообще обеспечивать в бурно растущей экономике устойчивый баланс предложения денег и товаров с услугами? И только ли этим балансом обеспечивается стабильность цен?
Социально-экономические процессы несколько лет назад приобрели в Украине принципиально новое качество. Они совершенно не похожи на наше бытие десятилетней давности и не вписываются в пособия по макроэкономике для кулинарных техникумов или музыкальных училищ. Достаточно сказать, что в 2000 году в Украине было введено в эксплуатацию 5,6 миллиона квадратных метров нового жилья, а в 2007 году (по прогнозу) — 10,4 миллиона, то есть почти в два раза больше. А еще есть динамика роста объемов производства и заработков (зарплата + прибыль и смешанный доход + доходы от собственности). А именно это генератор современного механизма формирования относительно высокой инфляции. Чем больше денег у людей (заработки быстро растут), тем легче они идут на увеличение собственных расходов и тем быстрее растут цены. Риторический вопрос: может, ради замедления роста цен выдвинем лозунг: «Зарплате — стоп!»? Но как его осуществить, когда она процентов на 75 платится частными работодателями на свободном рынке? Есть ли у нас моральное право совать нос в кошельки этих наших граждан — наемных работников, которые своими собственными горькими «исследованиями» искали свое место в «социальном» украинском государстве? И будем ли останавливать рост доходов тех наших граждан, которые являются опорой гражданского общества? Речь идет о занятых в малом и среднем бизнесе (показатель — прибыль и смешанный доход)? На доходах также отразилось быстрое развитие видов экономической деятельности, которые в советские времена либо были в жалком состоянии (банковские и финансовые услуги, торговля, система питания, ресторанный и гостиничный бизнесы, например), либо вообще почти не существовали (реклама, информационные технологии, посредническая деятельность). И именно эти новые виды деятельности все чаще и чаще «вытягивают» темпы роста экономики до более или менее удовлетворительных уровней. И «привлекают» заграничные ссуды и инвестиции! Нам уже доверяют за границей.
И это доверие к нам — потенциально перспективным партнерам — только в небольшой степени материализовалось в увеличении прямых иностранных инвестиций. Выразительнее оно проявилось в быстром росте внешних заимствований частному сектору. Речь идет о банках и предприятиях. Внешние заимствования частному сектору сегодня чуть ли не в четыре раза больше внешних заимствований правительству и в два раза превышают прямые иностранные инвестиции. Важная качественная черта роста внешних заимствований частного сектора — это то, что они на 2/3 долгосрочные. А несколько лет назад такие ссуды составляли лишь треть заимствований из других стран. Сегодня же в частный сектор страны поступило почти 119 миллиардов гривен. Неужели можно за это критиковать Нацбанк? Неужели без средств, предоставленных нашей экономике, наша же жизнь была бы лучше?
Следовательно, мощное поступление иностранных денег в частный сектор и завершило формирование высоких темпов роста денежного предложения, которые были начаты ростом заработков.
Но добра «без худа» не бывает. Скажем, большое количество мясной еды может испортить поджелудочную железу. Абсолютно понятно, что экономика не может не откликнуться на эти достижения лидеров экономики ухудшением инфляционных процессов.
И это обстоятельство не является нашим открытием Америки. Автор очень хорошо помнит, как лет десять назад хорошо известные иностранные советники (Алекс Сундаков, Марек Домбровский, Андерс Ослунд, Джордж де Менил и другие) предостерегали, что приток иностранного капитала в полусоветскую экономику Украины может усложнить борьбу с инфляцией. Большинство из нынешних оппонентов НБУ и правительства, не говоря о тогдашнем главе Нацбанка Викторе Ющенко, имели возможность усвоить эти, общеизвестные, между прочим, правила. Но и до сих пор не умеем учиться на чужих ошибках...
И еще одно обстоятельство. Практически одновременно с быстрым ростом поступлений иностранных денег в частный сектор экономики Украины на мировые рынки труда мощными колоннами вышли наши работники — квалифицированные и не очень, и «белые воротнички» — работники умственного труда, и «синие воротнички». За границей они зарабатывают на спасение для своих семей и получают (бесплатно!) навыки работы в рыночных экономиках.
Но сокращение предложения рабочей силы (за счет фатально высокой смертности плюс отток довольно активной части работников за границу), с одной стороны, а также быстрое наращивание объемов производства заострили вопрос о повышении заработной платы. Работодатели были вынуждены радикально ускорить его темпы, чтобы ослабить отток работников за границу. Сегодня сотни сайтов изобилуют объявлениями о потребности в работниках. Неординарное для Украины явление! Лет пять-семь назад даже самые пылкие сторонники рыночной экономики и не мечтали о таком высоком спросе на труд.
Соответственно, быстрый рост заработков сформировал значительный потребительский спрос на товары и услуги и, следовательно, рост цен. Однако незавершенность ключевых трансформационных преобразований замедлила темпы наращивания предложения товаров и услуг. Соответственно, способствовала и будет способствовать росту потребительских цен в среднесрочной перспективе. Речь идет, например, об отсутствии рынка земли (сдерживается реформирование сельского хозяйства и производное быстрое повышение производительности труда в нем за счет внедрения новейших технологий), о почти советском жилищно- коммунальном хозяйстве, о несовершенстве регуляторной политики относительно малого и среднего бизнеса, о коррупции (из-за непрозрачности подготовки и принятия властных решений). Перечень незаконченных трансформаций можно продолжать...
Важное средство укрощения инфляции — ускорить развитие национальных конкурентных преимуществ. Но наши президенты и часто обновляемые Кабмины не уделяют этому минимально необходимого внимания. «А при чем здесь высокая инфляция потребительских цен?» — может спросить читатель. Ответ очень прост: «высококонкурентные» — это те виды экономической деятельности, которые позволяют с минимальными расходами быстрыми темпами наращивать предложение товаров и услуг и способствовать снижению инфляции. То есть сбалансировать платежеспособный спрос и предложение товаров и услуг и благодаря этому остановить рост цен. На мировых рынках развитие национальных конкурентных преимуществ способствует упрочению внешнеэкономического баланса товаров и услуг и снижению инфляции.
Однако власть в рыночной экономике не имеет возможностей заботиться о развитии конкурентоспособности тысяч видов экономической деятельности (Украина имеет сложную микроэкономику. Это обстоятельство не является нашей бедой. Это наше большое счастье, потому что разнообразие закладывает основу для создания высокоэффективной и стойкой к различным потрясениям, хорошо диверсифицированной экономики). Власть должна сосредоточиться на развитии видов экономической деятельности, которые имеют конкурентные преимущества, благодаря чему можно с относительно небольшими усилиями, без ощутимых бюджетных безвозвратных ассигнований радикально ускорить темпы формирования дополнительных источников для расширенного воспроизведения производства и, соответственно, для расширенного воспроизведения личности и ускоренного социально-экономического развития.
При этом нужно сосредоточиться на создании крайне необходимых регуляторных и других условий для использования следующих конкурентных преимуществ. Это черноземы — основа развития мощного кластера АПК. Это позволит наращивать производство высококачественного и дешевого продовольствия, добиваться снижения его себестоимости и повышения ценовой конкурентоспособности нашей экономики. Это Черное море. Его следует считать основой развития морской индустрии, обеспечивающей дополнительное предложение товаров и услуг, сотни тысяч рабочих мест с высокой зарплатой, упрочение внешнеэкономического баланса товаров и услуг и снижение инфляции. А на первом месте среди наших конкурентных преимуществ — выгодное расположение Украины на карте мира и Европы. Это основа развития транспортного кластера.
В этом перечне нельзя обойти также информационные технологии, дающие нам возможность выходить на рынки высоких технологий, улучшать торговый баланс государства, налаживать производство товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости, укреплять гривну и тормозить инфляцию. А еще среди наших преимуществ самолетостроение, производство вооружений.
Нужно признать, если быть объективным, что правительство Виктора Януковича сделало довольно решительные шаги для создания системы управления развитием национальных конкурентных преимуществ, сосредоточившись на введении инновационно-инвестиционной модели. Что готовит нам смена исполнительной власти?
И, наконец, о том, кто же все- таки, на мой взгляд, виноват в том, что нынешняя инфляция преодолевает все барьеры? Напомню, что в течение довольно длительного периода (измеряется годами) в Украине существовало стойкое превышение предложения денег над спросом. Стойкое! И длительное время! Речь идет о почти традиционном значительном превышении средств на корреспондентских счетах банков над обязательными резервами. Остатки средств в несколько раз превышали обязательные резервы. Разница — чрезмерная ликвидность банков — колебалась на уровне (приблизительно) восемь—десять миллиардов гривен. При этом цены на продукты питания, конечно же, не стояли, но и не были такими оживленными, как в сентябре. Почему же они (цены на хлеб, мясо...) рванули наперегонки вверх именно в этом месяце?
Рассудительный читатель найдет ответ сам!