Глава государства Виктор Янукович в конце прошлой недели подписал закон, который позволяет международным финансовым организациям выпускать облигации в национальной валюте Украины. Напомним, что народные избранники приняли поправки к закону «О ценных бумагах и фондовом рынке» (об эмиссии облигаций международных финансовых облигаций (МФО) еще 4 июля. Закон вступит в силу через 60 дней после опубликования. «Данный закон — результат компромисса между международными организациями, правительством и НБУ», — отметил во время принятия закона председатель подкомитета профильного комитета Антон Яценко. По его словам, наиболее реальные планы по выпуску таких облигаций имеет ЕБРР.
Напомним, что в соответствии с законом, МФО могут выпускать процентные или дисконтные облигации в порядке, определенном Нацкомиссий по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) исключительно путем публичного размещения на украинских фондовых биржах, которые по результатам конкурсного отбора были включены НКЦПФР в утвержденный ею перечень. Закон определяет, что собранные в национальной валюте деньги будут использоваться на территории Украины для финансирования реального сектора экономики.
В ЕБРР уже несколько лет бьются над воплощением в жизнь этого механизма. Напомним, что 20 июня 2013 года Киев уже посещало высшее руководство ЕБРР, и на встрече с Президентом Украины активно обсуждался этот вопрос. Тогда высокие гости из центрального офиса ЕБРР заверяли прессу, что после подписания законопроекта Януковичем дело останется за малым — наладить технику кредитования. Поскольку же процесс одобрения проекта в ЕБРР длится как минимум три-четыре месяца, то во время визита назывались дата не раньше октября. Впрочем, как сообщают источники «Дня», теперь до конца года банк не будет спешить с выведением облигаций в обращение, потому что еще осталось немало технических вопросов. На уточняющий вопрос «Дня» относительно объемов гривневого кредитования, директор Департамента кредитования в местных валютах ЕБРР Андре Куусвек во время пресс-конференции в июне отметил: «В России объем кредитов в рублях, которые выдает ЕБРР, составляет приблизительно 30% от общего финансирования. Думаю, что 25-30% от объема финансирования в Украине мы могли бы предоставлять в гривне». При этом Куусвек подчеркнул, что стоимость кредитования будет исходить из ставки KievPrime плюс маржа. А вновь назначенный директор ЕБРР в Украине Шевки Аджунера тогда объяснил, что кредитование в гривне будет направлено прежде всего на малый и средний бизнес, что позволит снизить риски для украинских предприятий.
Чем обернется для украинской экономики и бизнеса снятие гривневого табу на выпуск внутренних облигаций для международных финансовых организаций? Об этом «День» спросил потенциальных участников гривневого кредитования и финансистов.
«ОН ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПОВЛИЯЕТ НА РЕАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ»
Антон УСОВ, ведущий советник «Европейского банка реконструкции и развития Украины»:
— Любые действия власти в этом направлении одобряются. Ведь кредитование в национальной валюте — это то, что должна было сформироваться много лет тому назад. Мы много лет работали с украинской стороной относительно этого вопроса и рады, что нас услышали. Надеемся, что это будет не просто новый закон, но что он положительно повлияет на реальную экономику. Деньги от потенциального выпуска гривневых облигаций могут пойти на два направления: на кредитование малого и среднего бизнеса и на муниципальные проекты. В какой очередности и как они будут выделяться? Это будет известно после того, как решатся все технические вопросы.
«ПОЛОЖИТЕЛЬНО БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ДИСЦИПЛИНУ И ЭТИКУ ПОВЕДЕНИЯ ДРУГИХ ИГРОКОВ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ»
Борис СОБОЛЕВ, председатель совета «Украинского кредитно-банковского союза»:
— Положительно, потому что эти финансовые посредники, получившие такое право, имеют наивысший кредитный рейтинг на мировом рынке. Выше, чем суверенный рейтинг Украины. Что это значит? Появляется кредитор, который сможет собрать гривню в наиболее доступной форме и под самые низкие проценты выдать ее на длительный срок. А если Украина еще и получит статус ассоциируемого члена, присоединится к зоне свободной торговли с ЕС и улучшит инцест-климат, то ссуды от таких МФО будут самыми дешевыми и самыми продолжительными в Украине. Следовательно, откроется возможность для кредитования инфраструктурных объектов (дорог, железных дорог, авиационных объектов), чего в настоящий момент фактически нет, или же осуществляется, но в малых объемах за счет иностранных кредитов. Можно ожидать, что международные финансовые организации смогут привязываться к ставке реальной инфляции. Почему это важно? Потому что влияет на стоимость и длительность кредитов. Учитывая нынешний показатель инфляции, ставка кредита может быть 3—5% годовых, а длительность ссуды вырастет до трех-пяти лет. В настоящий момент часть долгосрочных кредитов в действующей системе около 1%. Важно также, что на денежном рынке появится конкурент для государственных банков и НБУ, который сможет успешно конкурировать на рынке коротких денег и в целом положительно будет влиять на дисциплину и этику поведения других игроков на денежном рынке Украины.
«ЭТО УЛУЧШИТ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ИМИДЖ СТРАНЫ В ГЛАЗАХ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА»
Александр ОХРИМЕНКО, президент «Украинского аналитического центра»:
— Радикальное влияние на рынке вряд ли будет. Ведь ЕБРР (по предварительным данным, озвученным в прессе) планирует незначительные объемы гривневых облигаций — в пределах 100—120 миллионов гривен. А в Украине в целом выдано 700 миллиардов всех кредитов, причем месячное количество выдачи кредитов составляет приблизительно 100 миллиардов гривен (с учетом того, что одни кредиты берутся, другие возвращают, третьи перекредитовываются). Поэтому 120 миллионов — это очень мало. Я бы сказал, что ЕБРР сделает первую разведку на украинский рынок. Безусловно, она необходима. А в перспективе такой механизм действительно может быть эффективным и действенным. Привлеченные средства скорее всего пойдут на микрокредитование (энергосбережения, инновационные и инфраструктурные проекты). Впрочем, влияние на рынок все же будет. И будет заключаться он в следующем: это улучшит инвестиционный имидж страны, в глазах международного бизнеса, потому что будет очевидным сотрудничество с международной финансовой организацией. А это как известно, оказывает моральное влияние на других потенциальных инвесторов.