Если инвестиции, то нужен #ПромПакетРеформ (создание экспортно-кредитного агентства, инвестстимулы для новых производств через индустриальные парки, снятие налогов с промышленных инвестиций, бесплатное присоединение к инженерным сетям, госзакупки по формуле «Покупай украинское, плати украинцам!»).
Если же кому-то нужна формальная подгонка рейтингов, Министерство экономического развития и торговли внесло в парламент законопроект №6540 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине».
«СБОРНАЯ СОЛЯНКА»
Законопроект вносит изменения в 44 закона, абсолютно разных по природе и сфере регуляции. Это как смешать в одном блюде суп, торт, котлеты, компот и молоко и назвать это комплексным обедом!
«СЛОН В СУДЕБНОЙ ЛАВКЕ»
Вместо комплексного реформирования третейского судопроизводства на основе концепции, наработанной в рамках проекта Совета Европы «Поддержка внедрения судебной реформы в Украине» законопроект создает коллизии с новой редакцией Хозяйственного процессуального кодекса (законопроект №6232) и, по сути, сеет хаос и беззаконие.
Расширение компетенции третейских судов на внешнеэкономические споры (которые во всем мире рассматриваются международным коммерческим арбитражем) — правовая бомба, способная уничтожить и без того слабый инвестиционный имидж Украины.
ФРАГМЕНТАРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ БАНКРОТСТВА
Предлагаются изменения к Закону Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», хотя в Раде рассматривается комплексный законопроект №3132-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения эффективности процедур банкротства».
«ГИБРИДНАЯ» ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
ГНЭУ в своем выводе считает неприемлемым предложение о внедрении права доверительной собственности в предложенном законопроектом виде.
Следует отметить, что большинство ученых в сфере юриспруденции, причем не только украинских, считают, что рецепция доверительной собственности как института системы англо-саксонского (прецедентного) права в систему романо-германского (континентального) права является сомнительной, а эффективность от нее будет крайне низкой. Не говоря уже об огромных рисках.
В проекте предложено, чтобы доверительная собственность выполняла функцию способа обеспечения выполнения обязательств. Это, по сути, недопустимым образом «смешивает» обязательственные и вещные права.
Недопустимым является отсутствие любых ограничений для кредиторов в контексте обеспечения прав должников, возможность доверительного владельца единолично устанавливать цену при продаже имущества. Это защита прав кредиторов (доверительных владельцев) на фоне правовой дискриминации доверительного основателя (должника).
НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ
Законопроект сокращает перечень обязательных случаев проведения денежной экспертной оценки земель. Например, делает такую оценку необязательной для отражения стоимости земельных участков и права пользования земельными участками в бухгалтерском учете в соответствии с законодательством Украины.
Также законопроект вводит чрезвычайно сомнительную норму «Денежная оценка земельных участков может проводиться при согласии сторон договора».
Считаю это недопустимым!
БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ...
Даже те нормы законопроекта, которые имеют безусловно позитивную направленность и должны облегчить жизнь предпринимателям, выписаны настолько «криво», что создают коллизии и не достигают цели.
Например, упрощение присвоения адресов объектам недвижимого имущества выписано настолько нечетко и непрофессионально, что создает ряд коллизий и порождает правовую неопределенность.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Обобщающий вывод Главного научно- экспертного управление (ГНЭУ) Верховной Рады: «по результатам рассмотрения в первом чтении ЗАКОНОПРОЕКТ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОТКЛОНИТЬ». Вывод Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства, поддержанный членами Комитета единогласно, — вернуть НА ДОРАБОТКУ. Хотя есть и депутаты, которые поддерживают и даже отстаивают этот законопроект.
К сожалению, на подобные «дерегуляционные новации» МЭРТ тратит энергию, время и средства налогоплательщиков и международных доноров. Вместо того чтобы серьезно заняться промышленной и инвестиционной политикой вместе с парламентариями, промышленниками, предпринимателями, работодателями, инвесторами и налогоплательщиками.