В понедельник на согласительном совете ВРУ в поддержку законопроекта 3046-д «О внесении изменений в статью 189 Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка подержанных товаров» высказались представитель от Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Максим Курячий и председатель Комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич.
Проинформированные источники утверждают: скорее всего, законопроект 3046-д будет включен в повестку дня пленарного заседания на этот четверг 4 февраля 2016 года.
Собственно, этот законопроект, как утверждают его авторы, должен улучшить покупательные отношения на рынке подержанных авто в Украине.
Сегодня подавляющее большинство договоров купли-продажи подержанных авто осуществляется напрямую между частными лицами через торгующие организации, которые имеют право выписки справок-счетов, или же через посредников в виде комиссионных площадок. Доля таких операций, по данным экспертов, составляет до 95% от общего количества.
Деятельность организаций, предоставляющих услуги по оформлению операций купли-продажи подержанных автомобилей, трудно назвать прозрачной, ведь действуя в интересах продавца, они пытаются найти способы занижения реальной рыночной стоимости и уменьшить налоговую нагрузку на клиента.
Согласно пункта 173.2 статьи 173 Налогового кодекса Украины, доход, полученный плательщиком налога от продажи в течение отчетного года лишь одного легкового автомобиля, вообще не подлежит налогообложению. Большинство же операций на рынке связано именно с продажей только одного автомобиля на протяжении года. Таким образом поступления в бюджет либо вообще отсутствуют, либо являются мизерными и обеспечиваются лишь за счет налогообложения доходов юридических лиц от операций комиссионной торговли, которая, в свою очередь, связана с существенными спекуляциями. Кроме того, покупатели подержанных автомобилей, не имея реальной возможности проверить юридическую чистоту автомобиля и самой процедуры купли-продажи, становятся жертвами мошенников и спекулянтов.
Главной причиной отсутствия в Украине нормального функционирования рынка подержанных транспортных средств авторы законопроекта 3046-д называют неоднозначность и наличие коллизий в положениях пункта 189.3 статьи 189 Налогового кодекса Украины. «В условиях действующего законодательства существует опасность повторного начисления НДС на полную стоимость при операциях купли-продажи одного и того же транспортного средства. Первый раз происходит полное НДС-налогообложение операции продажи потребителю нового транспортного средства официальным дилером, во второй раз — при повторной реализации юридическим лицом (дилером) того же, но уже подержанного транспортного средства, которое перед этим было выкуплено у потребителя», — говорится в объяснительной записке к законопроекту.
Именно поэтому народные депутаты Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики предлагают насчитывать НДС на маржинальный доход, то есть разницу между ценой продажи и документально подтвержденной ценой приобретения подержанного товара (в данном случае подержанного транспортного средства), а также расширить круг субъектов, которые могут привлекаться к операциям купли-продажи подержанных товаров.