Начнем с того, что 10 января истекает срок ультиматума, выдвинутого Антимонопольным комитетом украинским нефтетрейдерам. По мнению комитетчиков, крупнейшие украинские сети АЗС завышают цены на нефтепродукты на розничном рынке. «Комитет обеспокоен ценовой ситуацией, сложившейся на рынке нефтепродуктов, и ожидает от операторов адекватной реакции до 10 января 2013 года», — сообщил в последнюю среду минувшего года АМК после встречи с лидерами украинского рынка топлива. «Срок, который мы отводим, — точка отсчета. И если не будет конкретных результатов, комитет перейдет от формата «круглого стола» к другой форме общения», — цитирует пресс-релиз слова замглавы АМК Федора Влада.
Похоже, угроза возымела действие. Во всяком случае, директор Украинского объединения «Укрнефтехимпереработка», глава секретариата Экспертно-аналитической группы по рынку нефтепродуктов при Минэнергоугля Михаил Миндреску, как отмечается в том же сообщении, считает, что отведенного срока вполне достаточно, и обещает исправить ситуацию. Между тем участники рынка не видят особой нужды в ценовой атаке государства на нефтеторговцев. По данным Минэкономразвития, на 21 декабря средняя цена бензина А-95 по Украине составляла 11,11 гривны за литр, дизельного топлива — 10,13 гривны, что соответствует уровню месячной давности. А всего с начала 2012 года бензин подорожал на 7,3%, дизтопливо — на 4,3%.
Тем не менее, в промежутке между Новым годом и Рождеством налоговики развернули по всей Украине войну не против дорогого, а против дешевого бензина. В нескольких областях одновременно, как сообщает ТСН, представители налоговой милиции парализовали работу заправок, относящихся к сетям «Авиас», «Укрнафта» и АNP, которые торгуют бензином производства Кременчугского НПЗ. Так, 4 января представители налоговой без свидетелей сорвали пломбы и выкачали бензин А-92 и А-95 с АЗС сети АNP в Житомире. При этом налоговики ссылались на претензии Союза защиты прав потребителей, куда якобы обратился клиент, недовольный качеством бензина, купленного 29 декабря.
Эта дата ставит действия налоговиков под вопрос. Ведь заправка, подвергнувшаяся их атаке, не работает еще с 21 декабря, когда у налоговиков вдруг возникли претензии к качеству горючего, продающегося ANP. С 29 декабря не работает и заправка сети АNP в Черновцах, где также выкачали из резервуаров бензин А-95 и А-92. Представитель АЗС назвал такие действия незаконными, поскольку экспертиза качества топлива была проведена неизвестно где и кем. С заправки сети АNP в Харькове топливо выкачивали, руководствуясь решением суда, которое обязывает арестовать 50 тонн бензина. Налоговики показали работникам документы, свидетельствующие о наличии в топливе вредных примесей. Ранее подобные проблемы возникли и на заправках сетей «Авиас», «Укрнафта» и АNP на Винниччине. Здесь еще в конце декабря была парализована работа нефтебазы, с которой развозят бензин и дизтопливо по АЗС региона.
Проверяющие утверждают, что заботятся о качестве горючего. Однако почему этим занялась именно налоговая милиция? Эксперты рынка считают, что на самом деле налоговая наносит удар по единственному действующему отечественному нефтеперерабатывающему заводу — Кременчугскому НПЗ. Объясняется такое рвение стремлением конкурентов руками налоговиков уничтожить участников рынка, которые предлагают потребителям топливо по более приемлемой цене.
Но цены на самом деле мало чем отличаются. УНИАН приводит данные на 4 января. У «Авиас», АNP и «Укрнафта» А-80 стоил 10,3 гривны; А-92 — 10,6 гривны; А-95 — 10,9 гривны; ДТ — 9,80 гривны. На заправках WOG и ОККО цена А-80 составляла 10,69 гривны; А-92 — 10,99 гривны; А-95 — 11,29 гривны; ДТ — 10,39 гривны. «Лукойл» поставлял на заправки А-80 по 10,5 гривны; А-92 — по 10,8 гривны; А-95 — по 11,1 гривны; ДТ — по 10,2 гривны. Цены на АЗС ТНК-ВР на А-80 составляли 10,35 гривны; А-92 — 79 гривны; А-95 — 11,09 гривны; ДТ — 10,1 гривны. На заправках Shell бензин А-92 продавался по 11,02 гривны; А-95 — по 11,32 гривны; ДТ — по 10,37 гривны.
В связи со сложившейся ситуацией руководство Кременчугского НПЗ решило создать собственную комиссию по проверке качества топлива, которая также проверит бензин, продающийся на АЗС партнеров. Как заявил УНИАН первый заместитель председателя правления ПАО «Укртатнафта» Алексей Плакасов, «основной задачей комиссии станет объективная оценка производимых ПАО «Укртатнафта» нефтепродуктов». К ее работе завод готов привлечь также представителей налоговой службы, общества потребителей и журналистов. Если будут выявлены недобросовестные партнеры, то предприятие разорвет с ними все отношения. В то же время на заводе не сомневаются, что его продукция соответствует всем международным стандартам. Об этом свидетельствует хотя бы то, что поставки на экспорт будут продолжаться, поскольку никаких претензий от иностранных партнеров к качеству продукции предприятия не было.
Президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук в комментарии «Дню» отметил, что «действия налоговой, по сути, незаконны. Не прерогатива налоговой инспекции определять качество». «Изымать бензин, — продолжал эксперт, — они по закону также не имеют никаких прав. Это можно делать только по решению суда. Но могу вас успокоить: при таком уровне диверсификации рынка топлива, как в Украине, даже закрытие всех наших заводов, а тем более одной трейдерской компании, даже такой крупной, как сеть Приватбанка, погоду в стране не сделает. Дефицита не будет и ценовая ситуация практически не изменится. Могут пострадать только потребители, пользующиеся услугами АЗС, работа которых сегодня приостановлена. Хотя я сейчас со своего окна вижу заправку сети «Авиас». 95-й есть. Дизельное топливо тоже. И цены нормальные — это не демпинг. А-95 украинского производства 10,85 гривны за литр, дизельное топливо — 9,8 гривны. А что касается претензий к качеству, то это, как говорится, от лукавого: на рынке не могут одновременно работать два вида легитимных стандартов — повышенного европейского качества и советские, прошлого тысячелетия. К сожалению, я так думаю, старые стандарты, действующие до 1 января 2013 года, и дальше останутся, потому что никто не хочет вкладываться в модернизацию».
Несколько другое мнение у директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна. Он сказал «Дню», что проблема качества топлива на украинском рынке реально существует. «Когда доля фальсификата двадцать пять, а то и под сорок процентов, то озабоченность такой ситуацией обоснована, — отмечает Куюн и добавляет. — У нас какое-то искривленное понимание этой проблемы. Мол, качество топлива — это головная боль автомобилистов. А на самом деле — это, прежде всего, проблема державы. Если потребитель вынужден покупать фальсификат, то это означает, что налоги с него в казну не идут. И государство, имеющее в цене бензина самую большую выгоду (в бензине налоговая нагрузка где-то 35%), является самой заинтересованной стороной в торговле бензином. И именно государство должно бороться с фальсификатом».