На днях пресс-служба крымского ПАО «Массандра» (оккупационная название ГУП ПАО «Массандра») сообщила, что по итогам прошлого года выпущено 20 миллионов бутылок вина. Предприятие гордится своим экспортом. За прошлый год экспортировано рекордных 650 тысяч бутылок, а за первый квартал этого года — 170 тысяч. «Массандра», кроме обеспечения регионов России, экспортирует вина в Беларусь, Казахстан, в так называемые ЛНР и ДНР, но львиная доля вина идет в Китай. Например, из-за пандемии коронавируса поставки вина туда были остановлены, но сейчас они снова возобновлены. Гендиректор «Массандры» Янина Павленко в то же время жалуется, что в нынешнем году из-за пандемии будет сорвана программа винного туризма. Ежегодно винодельческие предприятия Крыма принимали до 115 тысяч путешественников, а в этом году с марта прием их прекращен...
ПУТЬ ЯНИНЫ ПАВЛЕНКО
Нынешний гендиректор «Массандры» Янина Павленко родилась в городе Вижница Черновицкой области. Окончила Херсонский государственный технический университет, а также Национальную академию государственного управления в Украине. В 2014 году она возглавляла ЗШВ «Новый свет» под Судаком, была одним из прогрессивных руководителей промышленности, депутатом Верховной Рады АРК, членом постоянной комиссии по экономической, бюджетно-финансовой и инвестиционной политике.
В феврале 2014 года, как раз перед силовым захватом органов власти российским спецназом, Янина Павленко, как депутат, опубликовала открытое письмо спикеру парламента Владимиру Константинову, в котором убеждала его не принимать решение о назначении «референдума» и не раскалывать крымское общество. Но когда аннексия произошла, Янина Павленко вдруг стала патриотом России, хоть дела предприятия были хуже некуда. Продажи вин «Новый свет» упали на 90%, и даже сувенирный винный набор «Крым — Россия» никто не покупал. Но директор быстро предала свой коллектив, оставила кризисное предприятие и приняла «приз» за политическую переориентацию. Крымская власть возбудила уголовное дело против руководства госпредприятия «Массандра», заставила директора Николая Бойко покинуть и должность, и Крым, а Янину Павленко назначила гендиректором крупнейшего винодельческого предприятия в Крыму. Глава Крыма Сергей Аксенов назначил ее своим советником.
При этом на заводе «Новый свет» Янина Павленко оставила недобрую память. До ее прихода на пост директора завод выпускал продукцию исключительно по разработанной еще князем Голицыным классической технологии и из тех же сортов винограда, которые росли исключительно в Крыму, чем завод гордился, и случалось, что некоторые партии этой продукции можно было экспортировать даже в Германию. Это была уникальная, а не массовая продукция. Янина Павленко же сделала ставку на увеличение выпуска продукции и расширение ассортимента. Виноматериалы стали закупать не только в Крыму, привозили виноград и из Николаевской области, а позже из Темрюкского района Краснодарского края. Кроме традиционного шампанского, выдержанного 4 года, на заводе стали производить вино «Новосветское» с выдержкой всего девять месяцев. Понятно, что спросом такое «фейковое шампанское» не пользовалось. Это навредило имиджу завода как производителю высококачественной продукции.
И тут в крымском виноделии началась настоящая азиатчина. Путь крымским винам в Европу оказался закрыт, отчасти из-за несоответствия их стандартам, отчасти из-за откровенно низкого качества при бравурной рекламе, отчасти из-за игнорирования Крымом авторских прав на продукцию виноделия. Но с другой стороны, и Россия, несмотря на свой безграничный алкогольный рынок, стала брать крымское вино не как вино, а как «винные напитки», что снижало их цену.
Надо было переориентировать все крымское виноделие на новые условия. Доказывать российским власть имущим качество крымского вина Янина Павленко бралась разными способами. Создали и презентовали «Крымское бюро винограда и вина», в котором сконцентрировали более 30 винодельческих хозяйств различного типа. Сувенирный набор вина, оформленный в цветах российского флага, отправили всем российским чиновникам, в том числе в Кремль, Владимиру Путину.
Дошло до того, что ради рекламы и получения уступок от российских чиновников Янина Павленко во время посещения Крыма «угостила» Владимира Путина и Сильвио Берлускони бутылкой хереса стоимостью 2 миллиона гривен (6 миллионов рублей) из исторической коллекции «Массандры».
«СПЕЦИАЛЬНОЕ ВИНО»
С июня 2019 года Евросоюз в специальном коммюнике заявил, что на его территорию будет разрешен доступ только тем товарам, которые получат сертификаты от Украины. Но Янина Павленко начала рекламную кампанию «Россию ждет винодельческий бум», при котором заявила, что главным рынком для крымских вин является Россия. А депутат Госдумы Игорь Зотов обратился к «главе Крыма» Сергею Аксенову с просьбой создать в правительстве госкомитет по виноградарству и виноделию и назначить его руководителем... Жерара Депардье, являющегося «символом широты русской души». Незадолго перед этим ему выдали российский паспорт и дали квартиру где-то на выселках, куда киношный француз не поехал. Не появился он и в Крыму, потому что местные чиновники, видимо, оценили фантастичность такого проекта и никакого департамента не создали. Таким образом, крымские вина от этой суеты не стали ни более качественными, ни более законными. И их не стало, ибо без российских сертификатов их не принимали и в России.
А дело в том, что даже в России в процессе крепления в вино добавляли виноградный спирт, а в Крыму для этого использовали этиловый. И чтобы крымское вино стало соответствовать российским стандартам, Госдума даже внесла поправки в закон о вине. После этого, чтобы не нарушать международные стандарты, в России все же Крыму пошли на уступки, и вино, закрепленное не виноградным, а этиловым спиртом, отныне называют не «винными напитками», а «специальное вино».
Столкнулись также с отсутствием бутылок, ведь до сих пор Крым использовал стеклотару, которая изготовлялась в Украине. Появилось несколько прожектов строительства в Крыму стеклотарного завода, но они так и не реализованы. А мощностей стеклотарного завода в Абрау-Дюрсо не хватает для самих россиян.
Кроме всего, российское государство, не как Украина, привыкло наживаться на пьяницах, поэтому акцизный сбор в Украине составлял 0,03 рубля за литр спирта, а в России — 8 рублей, а в отдельных случаях 8,58 рубля за литр безводного этилового спирта, что значительно повышало цену на вина и делало их неконкурентоспособными. Российский рынок переполнен низкопробными подделками и суррогатом вина. И это не удивительно. В Украине давно уже действовал закон о вине, а в России его на тот момент не было, и вся отрасль находилась под ручным управлением.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ СКАНДАЛЫ
Далее Янина Павленко показала, что она беспокоится вовсе не о российских потребителях, а о своем кармане. Она начала не активную конкуренцию с иностранными виноделами и импортной продукцией, а заявила о необходимости законодательного вытеснения импортеров с российского рынка. Если до этого в год Россия продавала 980 миллионов бутылок вина, и 450 миллионов из них были импортного производства, то Янина Павленко расценила это как «слишком много». Отныне, если кто-то из россиян отдавал предпочтение грузинским, французским, итальянским, немецким или испанским винам, то теперь их у него забрали, а заставили пить крымское вино, пусть даже и не совершенное, пусть даже оно и не вино, а только «специальное вино».
Тем более, что периодически коллективы «Массандры» сталкивались со скандалами. Так, в 2017 году, когда стало известно, что управление делами Президента России, которому подчинена «Массандра», намерено присоединить к нему еще и Севастопольский винзавод, это вызвало недовольство в трудовых коллективах. Работники филиала из Алушты написали коллективное письмо на имя начальника управления, где указывалось о несправедливости в зарплатах, когда виноградари получают по 5-6 тысяч рублей в месяц, рабочие цехов до 10 тысяч в месяц, а руководящий персонал объединения до 200 тысяч. Проверка, как писал тогда сайт «Примечания», показала, что в объединении несовершенная агротехника, низкая механизация труда, неудовлетворительная ее оплата, из-за чего происходят массовые увольнения специалистов, недостаточные темпы роста производства и продаж готовой продукции.
Оказалось, что традиционные десертные и крепкие вина «Массандры» не пользуются популярностью на рынке, потому что там царит спрос на сухие и полусладкие вина. В то же время сухие вина «Массандра» выпускать не может, потому что климатические условия Крыма не дают для этого возможности, сорта винограда для них получаются в Крыму малоурожайными и нерентабельными.
Поняв недовольство начальства своей работой, Янина Павленко сделала вид, что подает в отставку. Несколько дней просидела на больничном, но, очевидно, крымские покровители замолвили за нее слово, помня преданную службу, и она забрала заявление.
Вместе с тем, оказывается, что продавать вино Китая — это не такое уж и большое достижение. Так, по информации председателя Ассоциации «Кубаньвиноградалко» Наталки Чибиневой, в Китай давно уже продают свою продукцию такие российские предприятия, как «Абрау-Дюрсо», «Кубань-Вино», «Фанагория». А это значит, что крымская «Массандра» под управлением Янины Павленко фактически не достигла никаких успехов, кроме того, что вместо элитного производителя винопродукции в Украине превратилась в рядовое предприятие, которое выпускает либо «винные напитки», или «специальное вино» .