«Укравтодор» планирует сосредоточиться на текущем ремонте автодорог, подождав со строительством новых объектов. Как констатируют в ведомстве, только такой подход позволит спасти большинство украинских дорог, которые не знали ремонта по 30—40 лет.
«Мы вынуждены будем пойти, возможно, и на непопулярные решения, например, отказаться от масштабного строительства, от огромных объектов новых, — говорит председатель «Укравтодора» Евгений Прусенко. — Нужно срочно принять меры по сохранению дорог. Если мы этого не сделаем, есть опасность потерять вообще всю сеть... Нагрузки на дороги существенно изменились — они выросли вдвое. А если нагрузка увеличивается вдвое, то интенсивность разрушений — в 16 раз. Поэтому неслучайно, что дороги интенсивно разрушаются».
Засыпать ямы на дорогах общегосударственного значения специалисты «Укравтодора» обещают до конца мая. Месяцем позже ямочный ремонт должны закончить на дорогах местного значения. Над этим ежедневно работает более 500 бригад.
Вместе с тем, уже запланированные к строительству автодороги таки построят, успокаивает Прусенко. В частности, магистраль через Днепр в Запорожье. Еще несколько автодорог, в том числе участок трассы «Киев-Одесса» от Киева до Белой Церкви, отремонтируют на средства международных финансовых организаций. А вот для строительства большой кольцевой дороги вокруг Киева и ряда других объектов будут искать частных инвесторов.
Для ремонта же государственных дорог деньги, скорее всего, будут искать из традиционных источников. Как считают в «Укравтодоре», Украине не мешало бы поднять акциз на горючее. И как минимум вдвое — с 48 до 96 евро за тонну дизельного горючего, и со 198 до 400 евро за тонну бензина. Зато литр горючего при этом, по словам Прусенко, должен был подорожать только на 10—15 копеек. Иначе, как оправдываются в ведомстве, денег на ремонт дорог не насобирать.
«Расходы на дороги на 1 км у нас долгое время — более 10 лет — в 2—2,5 раза меньше, чем, например, в Беларуси. И до трех раз меньше, чем в России, — говорит Прусенко. — К чему это приводит — к тому, что состояние дорог неудовлетворительно».
Чтобы привести дороги в удовлетворительное состояние, Украине в течение 10 лет необходимо вкладывать в них по 40—50 миллиардов гривен ежегодно, подсчитали укравтодоровцы. Тогда как в бюджете на текущий год предусмотрено лишь 16,9 миллиарда гривен.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений ЧЕРВОНЕНКО, экс-министр транспорта и связи Украины:
— То, что «Укравтодор» планирует вдвое повысить акциз — это бессмысленная идея. У нас и так один из самых высоких в мире уровень цен на топливо. В то же время, временный отказ от строительства дорог в интересах ремонта — это бесспорно необходимый шаг, потому что нынешнее состояние дорог катастрофическое. Там большие деньги и, безусловно, нужно, чтобы был жесткий контроль над их тратой, чтобы это действительно был ремонт, а не очередное присваивание денег.
Следует четко определить норму расхода средств: сколько украдут, а сколько реально пустят на строительство. Решение относительно контроля над тратой средств нужно принять на уровне Совета национальной безопасности или Кабмина, осознав, что дороги — это кровеносная система страны. Мировая практика и я, имея отношение к логистике (президент одной из крупнейших в Украине группы компаний по грузовым автоперевозкам «Орлан Транс». — Авт.), понимаем, что постепенно грузовые перевозки переходят с железнодорожного транспорта на автомобильный. Потому что это и лучшая сохранность груза, и обеспечение доставки от дверей к дверям, и скорость.
Я считаю, что новые дороги нужно строить за стратегические кредиты под госгарантии. И желательно, чтобы Мировой банк или Европейский банк реконструкции и развития тщательно контролировали все расходы. Также, я думаю, необходимо брать связанные кредиты. Пусть дороги строят иностранные компании, даже, в убыток отечественной рабочей силе, но они не украдут и с них можно будет потом спросить за качество. Дорога от Чепа до Львова, которую строили иностранцы, просуществовала по крайней мере 5 лет.
Лучшие дороги полностью изменят логику страны. Это и экономия на людях, и на решениях. Легковые машины смогут быстрее передвигаться по стране, следовательно, украинцы станут более мобильными. Мы станем частью Европы, потому что сейчас к нам не хотят ехать из-за качества дорог и взяток. Новые дороги могут стать толчком к национальной идее по изменению страны.
Виталий СЕЛИК, «День»