В четверг, 1 сентября, минует ровно месяц, как вступил в силу закон о снижении ставки акциза на подержанные транспортные средства. Соответствующий документ народные депутаты поддержали 31 мая, Президент Порошенко подписал его 4 июля. Закон должен был сделать для украинцев более доступными качественные автомобили. Но Петр Порошенко в ультимативном порядке заставил парламентариев внести поправки к принятому закону, которые «унеможливлять зловживання».
Потому в итоге сегодня купить только для себя — не на продажу — можно только одну машину в год. Она должна быть не российского производства, а также отвечать требованиям Евро-5. Последнее предостережение — весомо. Ведь экологическим стандартам Евро-5 не отвечает большинство японских машин, а также европейских, которые старше шести лет. Более того, машины с Евро-5 в Европе стоят от 10 тысяч евро.
«День» попросил эксперта прокомментировать первые 30 дней работы нового закона: действительно ли украинцы стали активнее покупать подержанные иномарки и, главное, стали ли они более доступными по цене?
Владимир ПАНЧЕНКО, директор Института им. Александра Поля:
— В настоящий момент импорт старых авто достаточно выгоден. Например, при объеме украинского автомобильного рынка, который насчитывает около 100 тысяч автомобилей, доля старых составляет около половины. А в Европе эта цифра не превышает 20%. Однако новый закон не позволяет существенно заработать на продажах таких авто.
Поэтому рынок продажи подержанных авто вырастет, но несущественно. Кстати, в июле продажи старых автомобилей упали на 23%. Не исключаю, что потенциальные покупатели ожидают завоза авто из Европы по сниженным акцизам.
По моему мнению, если уже власть беспокоится о гражданах, то эффективнее отменить налоги на произведенные в Украине автомобили.
Нужно думать, как производить у нас машину за несколько тысяч долларов, а не завозить сюда списанные на Западе б/у авто, которые все будут выбрасывать в окружающую среду. Создать украинский автомобиль хорошего качества мы не смогли, но ничто нам не мешает включаться в мировые цепи добавленной стоимости и делать иномарки в Украине. Этим путем в свое время пошли страны Вишеградской четверки и добились успеха. Ввиду нашей невысокой стоимости рабочей силы, мы имеем в этом смысле большой потенциал. Только в этом году в Нигерии открыли свои заводы Honda, Ford и Mitsubishi. Чем мы хуже?