Накануне Дня Конституции в Украине создано Всеукраинское отраслевое объединение организаций-работодателей горно-металлургического комплекса. Это событие не без оснований претендует на определенные признаки знаковости. После принятия известных поправок к бюджету, руководители металлургической отрасли уже пытались коллективно противостоять, как они считали, разрушительной политике правительства. Тогда их, по-видимому, попросту припугнули. И они на какое-то время умолкли. Сегодня правительство начинает потихоньку осознавать глубину своих просчетов, а поэтому уже не может игнорировать критику, звучащую в его адрес, и даже пытается найти общий язык с крупнейшими предприятиями страны, делающими львиную долю нашего провисающего бюджета.
При этом «металлургическая» оппозиция, естественно, не может идти дальше очень слабо слышимой оппозиции политической и потому преисполнена конструктива. Как отметил глава Ассоциации черной металлургии Анатолий Голубченко, избранный также и президентом названного объединения работодателей, сейчас Украина абсолютно не защищена от колебаний на внешнем рынке металла, а горно-металлургический комплекс развивается абсолютно непропорционально: на долю Украины приходится 3% мирового производства металла и 10% экспортируемой стали. А когда на мировом рынке складывается, как сейчас, неблагоприятная конъюнктура, то наш внутренний рынок просто не в состоянии использовать этот излишек металла, и производители терпят существенные убытки. Выступая в конструктивном ключе, металлургические генералы пытались ориентировать государство также и на решение своих социальных проблем. Так, генеральный директор Днепропетровского трубного завода Илья Шапиро говорил о том, что государству уже сейчас нужно позаботиться о кадрах для металлургии. По его словам, если и дальше все пойдет как теперь, то через 10—15 лет в стране будет невероятно трудно найти хорошего инженера или квалифицированного рабочего.
Государство в лице первого вице-премьера Анатолия Кинаха, присутствовавшего на учредительной конференции, выглядело даже более критичным, чем пострадавшие от падения конъюнктуры и недомыслия правительства металлурги. Так, Кинах заявил, что лично он крайне негативно отреагировал на блокирование предыдущих попыток операторов металлургического рынка объединиться (может быть, теперь они удались именно благодаря поддержке второго лица правительства и включению металлургов в близкую к нему систему конфедерации работодателей?). По его мнению, государство просто обязано создать благоприятные условия для такого объединения и наладить с ним диалог. Подчеркнув значение ГМК, создающего 23% ВВП и 40% валютных поступлений, первый вице-премьер заявил, что ни в каком нормально развитом государстве важные экономические решения не принимаются без одобряющей резолюции бизнеса, которая страхует страну от непрофессионализма, бюрократии и кабинетных решений чиновников. По его словам, успех каждой власти зависит от количества созданных ею новых рабочих мест, поэтому она просто обязана заботиться об интересах работодателей, которые платят ей налоги.
Сделав такой реверанс в сторону горно-металлургического комплекса и его собственников, Кинах не оставил камня на камне от многих правительственных решений. За пять месяцев этого года доля ГМК в ВВП все же, по данным Кинаха, не стала меньше, чем на это же время в прошлом году. Однако темпы роста производства в металлургии упали на 0,6%. Как считает первый вице-премьер, причин такой ситуации несколько: ревальвация гривни, повышение тарифов на грузоперевозки, проблемы с компенсацией НДС, впервые учрежденное нынешним правительством налогообложение инвестиций в основные фонды, неправильная ценовая политика, приведшая к подорожанию горнорудного сырья и т.д.
Для металлургов все это новостью не было. Голубченко подробно расписал, какой ущерб понесли отрасль и вся страна в связи с каждым из этих шагов правительства. Согласно его подсчетам, за второй квартал ГМК имел на 1,7 млрд. гривен убытков. Одна лишь ревальвация национальной валюты имела следствием падение доходов от продажи металла за рубежом на 8%. А тут еще и ухудшение конъюнктуры. Как отметил Голубченко, в июне даже остановилось несколько заводов — слишком уж низкими были цены на мировом рынке.
Реагируя на упреки металлургов правительству, Кинах сделал упор на развитие внутреннего рынка. Но что именно намерено делать для этого правительство, первый вице-премьер не сказал, остановившись исключительно на создании стратегии для ГМК. По его словам, этот процесс будет включать переход на единый социальный налог, контроль над налогообложением и инвестициями и ответственность государства перед рынком. В чем будет выражаться последнее новшество, Кинах, правда, не разъяснил... Из сказанного можно было понять лишь то, что стратегии для ГМК пока что просто нет.
А проблем у отрасли, как говорится, выше крыши. По словам Голубченко, износ основных фондов в среднем составляет 70%. Именно поэтому, по его словам, 40% экспорта нашего металлопроката приходится на сырье, полуфабрикаты. В этих условиях украинским металлургам очень трудно конкурировать на мировом рынке. Практически во всех странах ГМК реформирован и модернизирован, сокращена его энергоемкость, уменьшены опасные для природы и человека выбросы. У нас же 46% металла все еще изготавливается мартеновским способом, уже практически нигде не используемым.
Первый вице-премьер слушал все это чрезвычайно благосклонно и советовал работодателям металлургии объединяться, чтобы цивилизованно, а не привычными звонками и взятками лоббировать свои интересы. Поможет ли это разгрести все насущные проблемы этой отрасли, равно как и других, оставшихся без помощи бюджета?