В Украине нет сильного анархистского движения. Тем не менее, его небольшие или даже микроячейки, которые практически не оказывают влияния на нынешние события, ежедневно получают свидетельства о действенности своих идей и, наоборот, об отсутствии сильных конструктивных идей у центральной власти, столкнувшейся с вызовами и проблемами, которых до сих пор еще не знала независимая Украина. Похоже, сегодня появилась угроза не только раскола, но даже и дезинтеграции страны. Это сказывается как на отношении к Украине на Западе, так и на позиции России.
«Мы, конечно, с украинскими партнерами сотрудничество продолжим по всем направлениям, по которым договаривались, — заявил вчера премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. — Будем стараться делать все, чтобы исполнять те обещания, которые им давались». «В то же время для этого необходимо, — продолжил глава российского правительства, — чтобы сами партнеры были в тонусе и чтобы власть, которая на Украине работает, была легитимной и эффективной, чтоб об эту власть, как о тряпку, ноги не вытирали». «Только в этом случае можно развивать полноценное экономическое сотрудничество», — резюмировал Медведев.
Днем ранее президент России Владимир Путин однозначно обещал, что выполнит все договоренности с Украиной и, очевидно, также и договоренность о пятнадцатимиллиардном кредите. Но ситуация в Украине меняется чрезвычайно быстро. И, похоже, Медведев своим заявлением решил несколько подправить своего «великодушного» патрона и, как говорится, сдал назад. Не случайно Ирландская фондовая биржа объявила, что листинг допэмиссии двухлетних еврооблигаций Украины на сумму 1,9 миллиарда долларов, прошедший 17 февраля, был сделан по ошибке.
Выходит, нас уже «кинул» кредитор, из-за соблазнительного предложения которого Украина неожиданно для всего мира свернула с европейского пути. Как быть дальше в условиях острого социально-политического конфликта и продолжающегося спада в экономике? Падение промышленного производства, по данным Госстата, в январе составило 5% по сравнению с январем 2013 года. Деньги теперь нужны даже не для развития, а для элементарного выживания.
Но, похоже, ждать их непосредственно от Евросоюза или США не приходится. Министр финансов США Джейкоб Лью вчера порекомендовал Украине обратиться к Международному валютному фонду. «В основе всего происходящего на Украине лежит экономический кризис, и ей необходимо его преодолеть», — заявил министр на конференции Совета по международным делам в Сан-Франциско. По его словам, «лучшим механизмом, с помощью которого Украина сможет сделать это, будет обращение в МВФ за пакетом мер, которые помогут осуществить экономическую реформу, получить необходимую поддержку в обмен на шаги по восстановлению экономики».
Политолог Михаил Непран в комментарии «Дню» назвал заявление Джейкоба Лью очень хорошим сигналом для Украины. «США являются самым крупным донором МВФ. Его голос при принятии решений этой организации — в принципе решающий, — сказал политолог. — И если министр финансов США рекомендует Украине обратиться к Фонду, то это прямой сигнал: парни приходите, и вы будете иметь большие шансы (я не говорю гарантии) получить помощь. Конечно, будут встречные требования — это однозначно. Реформы в Украине не просто назрели, но перезрели. Не факт, что кредит дадут нынешнему правительству, учитывая его репутацию и, в том числе, его переходной статус, но к следующему правительству и его заявке в МВФ будет достаточно толерантное отношение. Это прямое предложение финансовой помощи».
«Но экономические реформы — это довольно болезненная операция. Об этом сейчас никто не хочет говорить, — продолжал эксперт. — Ни те, кто стоит на Майдане, ни те, кто против него. Потому что нужно поднимать тарифы, приводить их в соответствие с затратами, делать другие вещи, которые могут затронуть интересы широких масс населения. Это нужно было сделать еще 10—15 лет тому назад, но наши чиновники их все время откладывали: пусть ответственность за это возьмет на себя кто-то, но не я. Я не думаю, что эти меры могут вызвать к жизни новый Майдан. Но к народу нужно будет выходить и объяснять, что мы живем не по средствам. И еще раз говорю — это очень положительный сигнал для Украины».