Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мир вернется к протекционизму?

Или почему Трамп хочет выйти из Транстихоокеанского партнерства…
23 ноября, 2016 - 10:13
ЦУКЕРБЕРГ ВЫСТУПИЛ НА АТЭС ЗА КОММУНИКАТИВНУЮ РЕВОЛЮЦИЮ — В ПРИОРИТЕТЕ У ПОЛИТИКОВ ДОЛЖНО БЫТЬ УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ / ФОТО РЕЙТЕР

События последних дней могут в корне изменить развитие глобального рынка на ближайшие несколько десятилетий. Выделим три из них. Первое — саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Перу 19—20 ноября. Второе — вчерашнее — 22 ноября — заявление новоизбранного президента США Дональда Трампа о планах на ближайшие 100 дней. И наконец, третье, которое должно состояться 30 ноября в Алжире, — заседание ОПЕК.

Последнее еще не состоялась, однако информация относительно возможных принятых решениях на нем уже имеет ощутимые «результаты». Мировые цены на нефть подскочили из-за заявления Ирана. По словам министра нефти Ирана Биджана Зангане, вероятность того, что страны ОПЕК достигнут договоренности о снижении добычи 30 ноября, довольно велика. Министр отметил, что в случае успеха переговоров цены на нефть могут подняться выше $55/баррель.

А вот саммит лидеров стран — участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Перу завершился интересной для размышлений декларацией.

В документе отмечается, что мировая экономика восстанавливается, но сталкивается со все более серьезными вызовами, такими как «использование финансовых и человеческих ресурсов, развитие свободной торговли, улучшение деловой среды, повышение качества жизни людей».

Как передает Deutsche Welle, лейтмотивом документа стало желание всех стран АТЭС, несмотря на политический климат, работать над подготовкой нового соглашения о свободной торговле «как механизма для постоянного, сбалансированного и комплексного экономического роста».

«Мы опять подчеркиваем свою решительность сохранять открытость наших рынков и противодействовать любым формам протекционизма», — указывается в документе. Подтверждая эти слова, участники саммита договорились о продолжении до конца 2020 года моратория на протекционистские мероприятия, а также свертывание уже действующих программ, которые ослабляют свободную торговлю, замедляют восстановление и усложняют развитие мировой экономики.

Тем временем, буквально вчера, новоизбранный президент США Дональд Трамп заявил, что одним из его первых шагов на должности будет... выход из соглашения о Транстихоокеанском  партнерстве (Trans-Pacific Partnership, TPP — международная торгово-экономическая организация, главной целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе).

Об этом он заявил в своем видеообращении к американскому народу. Трамп заявил, что главным приоритетом для его деятельности на должности станет принцип «США прежде всего».

Так, в сфере торговли первым его шагом станет выход из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, вместо этого новый президент США заявляет о намерении заключить «честные двусторонние соглашения».

«Я собираюсь отправить сообщение о намерении выйти из Транстихоокеанского партнерства — потенциальной катастрофы для нашей страны. Вместо нее мы будем вести переговоры о честных двусторонних торговых договорах, которые вернут рабочие места и производство обратно в Америку», — отметил Трамп.

Японский премьер-министр Синдзо Абе уже прокомментировал слова Трампа и заявил, что выход США из соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТРР) нарушает баланс и соглашение теряет смысл. «Соглашение о ТРР без Соединенных Штатов не имеет смысла», — сказал Абе журналистам в Буэнос-Айресе, сообщает Reuters.

«МЫ ИМЕЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ЧТОБЫ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫМ ПАРТНЕРОМ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ»

Игорь ГУЖВА, эксперт CMD-Ukraine:

— Украине обязательно нужно обращать внимание на мировые процессы, будь то либерализация или протекционистские мероприятия. По-другому наше государство не может.

Главный вопрос — какая должна быть реакция на какие-либо изменения? На мой взгляд, самая простая. Мы имеем уникальные ресурсы, эффективное использование которых может обеспечить в первую очередь внутренний рынок готовой с/х продукцией и чувствовать себя конкурентоспособным партнером на внешних рынках.

Для этого необходима синергия государства и бизнеса и настойчивый труд. Ведь гарантии качества продукции не являются достаточным атрибутом для эффективного вхождения на рынок. Речь идет о культуре ведения бизнеса.

В этом контексте, очевидно, стоило бы четко размежевать ответственность за выращивание и производство, государственную политику и реализацию.

Что касается роли государственной политики — яркий пример — экспортная пошлина на семена подсолнуха, несмотря на все сопротивление как со стороны украинских бизнесменов и чиновников, так и со стороны внешних партнеров, обеспечило создание интегрированной бизнес-модели, которая предоставляет возможность экспортировать не семена, а масло. Соответственно, такая же политика должна быть в отношении пшеницы, кукурузы и тому подобное.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ