Всемирная ассоциация стали, объединяющая ведущих мировых производителей, пересмотрела в сторону повышения прогноз видимого потребления стали в 2009 году. Ожидается, что потребления снизится всего на 8,6% — до 1,1 миллиарда тонн. А в следующем году мировое потребление должно вырасти на 9,2% — до 1,2 миллиарда тонн, что должно превысить уровень 2008 года.
Украинские металлургические компании извлекут из этого определенную выгоду, поскольку спрос на сталь на ключевых для Украины рынках Ближнего Востока и Северной Африки должен увеличиться на 6,4%—15,1%, считают эксперты.
«Этот прогноз чрезвычайно благоприятный для украинских металлургических компаний. По данным ассоциации, в следующем году потребление стали на внутреннем рынке Украины должно вырасти на 9,7% — до 3,7 миллиона тонн, однако не это является основным драйвером для отечественных производителей, которые экспортируют до 85% своей продукции, — считает аналитик инвестиционной компании Foyil Securities Исмаил Сафаралиев. — В 2010 году на ключевых для Украины рынках ожидается двузначный рост видимого потребления стали, в частности, 15,1% в Турции, 12,3% в Саудовской Аравии и 10,2% в Объединенных Арабских Эмиратах».
По словам аналитиков Foyil Securities, спрос должен вырасти также в Алжире и Египте — на 6,4%. На 12,4% должен увеличиться рынок Европейского Союза.
Принимая во внимание прогнозы, производители плоского проката и полуфабрикатов имеют более радужные перспективы, поскольку автомобиле- и машиностроители демонстрируют признаки восстановления, считают в Foyil.
Алчевский металлургический комбинат Корпорации «Индустриальный Союз Донбасса» занимает стабильные позиции в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Поэтому также должен извлечь пользу из роста потребления стали, особенно если учитывать его низкие издержки производства и способность конкурировать с китайскими предприятиями благодаря лучшему коэффициенту цена/качество. «Производители плоского проката — Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича и «Запорожсталь» — также получат выгоду от более высокого спроса на сталь, поскольку обе компании имеют развитые международные сети реализации, которые продают продукцию на нетрадиционных для Украины рынках, включая США и Юго-Восточную Азию», — считает Сафаралиев.
«Если на мировых рынках сохранится нынешняя активность, то это будет благоприятный импульс для развития отечественной металлургии, — считает и экономист Центра антикризисных исследований Алексей Молдован. — В следующем году ожидается экономический рост. В частности, его должны продемонстрировать западный автопром, строительство в странах Персидского Залива и индустриализация стран Южно-Восточной Азии. Учитывая эти тенденции, конъюнктура на мировом рынке стали будет лучше, чем сейчас».
По мнению эксперта, все, что могли в плане подготовки к подъему рынка в этом году, украинские металлурги уже сделали. И сейчас их позиции довольно хороши. Правда, этому больше способствовали девальвация гривни, компромисс с поставщиками сырья и т.д. «Сейчас Украина имеет цену ресурсов где-то в 2,5 раза меньшую, чем конкуренты в Китае или Турции», — констатирует Молдован.
Но такое экспортное возрождение украинских металлургов может дать плачевные последствия для внутреннего рынка, которому еще несколько месяцев назад эксперты сулили большое будущее. Однако, по словам Молдована, для металлургов по-прежнему все зависит от внешней конъюнктуры. Внутренний же рынок на сегодня не имеет большого значения. «В этом году около 84% металлургической продукции идет на экспорт, — рассказывает эксперт. — Внутреннее же потребление сократилось почти на 55%. И это учитывая, что объемы рынка вообще в свои наилучшие времена (2007 год) достигали приблизительно 10 миллионов тонн металлопродукции».
Для украинских металлургов, которые даже в этот кризисный год, по прогнозам Молдована, изготовят около 30 миллионов тонн, такие цифры не представляют большого интереса...
Тем временем, почему при таких довольно неплохих перспективах металлургов возрастает стоимость для отечественных потребителей, не могут понять изготовители оборудования для железной дороги. Они на днях призвали правительство обратить внимание на возрастание внутренних цен на металлопродукцию.
Имея за основного клиента железные дороги, в Ассоциации изготовителей оборудования железнодорожной инфраструктуры и перевозчиков сетуют, что «Укрзализныця» этот год может закончить с дефицитом финансов в 1,6 миллиарда гривен. По их данным, из-за повышения цен на метпродукцию железнодорожники заплатили больше лимитов, прописанных в Меморандуме о взаимопонимании, на 284 миллионов гривен. До конца года недополучат еще 600 тысяч.
Нету денег, нету и заказов, констатируют в Ассоциации, обвиняя при этом металлургов в невыполнении своих обязательств согласно Меморандуму, а именно — возрастании металла в цене на внутреннем рынке. Последнее приводит к возрастанию конечной стоимости металлоемкой продукции и потери ее конкурентоспособности. «Возрастание стоимости металла не сопровождается повышением его качества, оно наоборот — ощутимо падает», — подчеркивает директор Макеевского завода метисных изделий Федор Цымбалов. В результате действия этих факторов предприятия Ассоциации на сегодня потеряли 2/3 объемов своих заказов. И теперь будущее многих из предприятий находится под вопросом.