Кредит МВФ открыл Украине двери других международных организаций для дальнейшего сотрудничества и получения финансирования. Среди них — Всемирный банк (ВБ). Много лет он реализует в Украине ряд проектов в различных отраслях. Но этим не ограничивается его деятельность. Банк и его эксперты также являются постоянными консультантами правительства в проведении экономических реформ. Повлияли ли происходящие события и военный конфликт внутри страны на дальнейшие инвестиционные планы ВБ? Какие реформы Кабмина Яценюка в банке считают успешными, а какие наоборот — провальными? Почему Антикоррупционное бюро — не панацея от чиновников-взяточников? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал директор Всемирного банка по вопросам Беларуси, Молдовы и Украины Чимяо ФАН.
— Как вы оцениваете развитие украинской экономики в последний год?
— Год был очень не простой, принес много вызовов. В первую очередь, надо вспомнить о военном конфликте на востоке Украины. Однако и до этого в последние два года наблюдался застой в развитии отечественной экономики. Тогда же наметились большие структурные проблемы. А неблагоприятная внешняя среда в 2014 году только усугубила ситуацию.
— Видите предпосылки для оптимизма?
— Правительство начало ряд реформ, что позволило стабилизировать экономику. Однако ситуация еще сложная. Если Украина продолжит реформы и вернется в русло стабильного развития, то в долгосрочной перспективе сможет реализовать имеющийся у нее огромный потенциал роста.
«НУЖНО ОСТАНОВИТЬ РЕЙДЕРСТВО»
— В каких секторах видите позитивные изменения, в каких — негативные?
— Повысилась прозрачность в формировании коммунальных тарифов на электроэнергию и энергоресурсы. Очевидны успехи в дерегуляции бизнеса. Началась реструктуризация и стабилизация банковского сектора. Страна перешла на плавающий курс. Все это важные элементы для стабилизации экономики и возобновления ее роста. Эти реформы надо было делать еще 20 лет назад. Но правительство занялось ими только сейчас. Первые шаги правильные, и реформы надо продолжать.
Больше усилий следует приложить в борьбе с коррупцией, особенно в судебной системе. Нужно остановить рейдерство, которое процветает сегодня. Конечно, государство должно продолжить реформу энергетического сектора, не ограничиваясь только тарифами. Нужна реструктуризация газового сектора. Разделение НАК «Нафтогаз Украина» на отдельные компании, отдельно занимающиеся добычей, транзитом и продажей газа, — то, что нужно с точки зрения фискального сбалансирования бюджета НАКа, а также — прозрачности, энергоэффективности и энергобезопасности страны. Власти также должны продолжать начатую реструктуризацию и рекапитализацию банковского сектора. Несмотря на успехи, все еще много вопросов осталось к дерегуляции бизнеса. Надо и дальше уменьшать количество лицензий, сертификатов и разрешения. А также следить, чтобы в процессе реформ бедные и незащищенные слои населения получили социальную поддержку.
— Многие эксперты, наоборот, критикуют КМУ, потому что не видят эффективности в его действиях. А вы за реформирование каких отраслей поставили бы правительству «плюс» и «минус»?
— Не думаю, что надо оценивать по какой-то шкале. Важно, что реформы начались и продолжаются. Также не стоит ожидать, что их влияние будет мгновенным (кроме сокращения социальных выплат). Чтобы увидеть результат, нужно время. Поэтому правительство должно запастись терпением и послать четкие мессиджи населению о том, почему оно делает то или другое, рассказать, какие результаты и когда ожидаются.
«СОХРАНЯЮТСЯ ПЛАНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ $2 МИЛЛИАРДА»
— Повлияло ли решение МВФ о выделении денег на дальнейшие планы сотрудничества ВБ с Украиной?
— Всемирный банк был и остается в эти сложные времена долгосрочным партнером Украины. Мы одни из самых больших международных инвесторов. Наш активный кредитный портфель достиг 6 миллиардов долларов (за 10 последних месяцев мы предоставили финансовую помощь на сумму в 3,1 миллиарда долларов) и состоит из инвестиционных проектов, направленных на повышение качества базовых государственных услуг, которые предоставляются населению страны: водоснабжение, водоочистка, теплоснабжение, электроснабжение, ремонт дорог и здравоохранение. Только реализация проекта по развитию городской инфраструктуры позволила за последние несколько лет улучшить доступ к потреблению качественной воды для 4 миллионов украинцев. Мы сохраняем наши планы, объявленные в феврале 2015 года, о предоставлении Украине 2 миллиардов долларов. Часть средств пойдет в бюджет для стабилизации экономики, остальное — на поддержку реформ.
— Всемирный банк готов выделить Украине очередной заем в 500 миллионов долларов для развития финансового сектора, но проблема за украинской стороной. Объясните, в чем причина задержки?
— Речь о кредите на политику развития. Эти деньги идут на поддержку реформ, выделяются двумя частями и поступают после выполнения страной конкретных шагов по реформированию экономики. Такое финансирование должно помочь улучшить прозрачность управления в государственном секторе, упростить регуляторную политику, реформировать неэффективную систему предоставления субсидий для бедных.
Первая часть этой программа была утверждена советом директоров банка в мае 2014 года и составила 750 миллионов долларов. Они уже поступили в украинский бюджет. Вторая часть программы (на 500 миллионов долларов) сейчас находится в стадии подготовки. Правительству необходимо выполнить несколько условий получения этих средств: внести изменения в бюджетную политику, улучшить менеджмент в государственных проектах, внести изменения в закон о Счетной палате, чтобы она могла проводить аудит и бюджетных доходов, утвердить законы по защите прав инвесторов, усилить независимость нацрегулятора в сфере энергетики.
— То есть мяч для получения 500 миллионов долларов находится в парламенте?
— Да. Процесс подготовки выдачи кредита в 500 миллионов долларов зависит от того, насколько быстро примут необходимые законодательные изменения. Речь о пяти законах.
— Мешают ли банку еще какие-то преграды нормально работать в Украине? Если да, то какие?
— У нас в целом сложились прекрасные отношения с властью. Мы можем очень честно и открыто обсуждать любой вопрос с премьером, спикером, Администрацией Президента. Но при этом в стране еще существует сложная среда, создающая ряд вызовов для реализации наших проектов. Первый — некоторые проекты требуют софинансирования с госбюджетом (например, строительство дорог). Из-за сложной финансовой ситуации наблюдается нехватка средств с украинской стороны. Обычно речь идет о нескольких миллионах долларов. Второй вызов — очень частое изменение в правительстве чиновников, отвечающих за реализацию профинансированных Всемирным банком проектов. После парламентских выборов появляются новые министры, которым нужно время, чтобы все изучить заново. Это влияет негативно. Третий — зарегулированность процедур государственной подготовки новых проектов. Реструктуризация одного проекта может занять очень много времени. Новое правительство уже работает, и я надеюсь, что в стране наконец-то появится стабильность.
— Вы назвали одним из главных вызовов рейдерство. В каких секторах экономики видите его усиление?
— Рейдерство наблюдается много лет, почти в каждом секторе, и я не вижу, чтобы оно остановилось. Мы подымали этот вопрос перед правительством. Но решить его не просто. Потому что причины кроются, прежде всего, в юридической плоскости и коррумпированной судебной системе.
«ЧТОБЫ НАКАЗАТЬ КОРРУПЦИОНЕРОВ, НЕ НУЖНО ЖДАТЬ АНТИКОРРУПЦИОННОГО БЮРО»
— То есть нужно изменить судебную систему и организовать нормальную работу Антикоррупционного бюро?
— Должен быть комплекс мер. В первую очередь, провести реформу судебной системы. Дальше — усилить исполнение существующего законодательства. И последнее — виновные должны понести реальное наказание. Чтобы поймать и наказать коррупционеров, не нужно ждать Антикоррупционного бюро. В Украине есть законодательная база для преследования коррупционеров во власти. Вопрос только в его исполнении.
— В прошлом году Всемирный банк выделил средства для Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Как оцениваете эффективность их использования? Поддерживаете ли решение НБУ выводить проблемные банки с рынка, а не спасать их?
— Речь о займе на политику развития для поддержки финансового сектора — DPL. Цель такого финансирования — усилить регуляторный потенциал Фонда, поддержать его усилия для создания платежеспособной банковской системы через проведение стресс-тестирования самых крупных банков, их докапитализация или реструктуризация, помощь в улучшении регуляторной системы и способности надзора за банками в долгосрочной перспективе. Средства Фонда выделяются в рамках двух проектов программы DPL. Совет директоров Всемирного банка утвердил первый проект на сумму 500 миллионов долларов, и деньги перечислили в бюджет Украины в августе 2014 года. Второй проект — на 500 миллионов долларов сейчас обсуждается.
Конечно, мы мониторим, как используются выданные деньги. Поскольку средства перечисляются в бюджет, то Всемирный банк смотрит на готовность законодательной базы для нормальной работы ФГВФЛ. Нас интересует способность Фонда быстро выплачивать депозиты всем застрахованным вкладчикам. Сейчас деньги используются эффективно. Если до начала 2014 года только два неплатежеспособных банка были выведены в Фонд, то с 1 января 2014 года — 46. Это большой объем нагрузки, и Фонд с ней справляется благодаря повышению им своего финансового потенциала. Но мне кажется, что в 2015 году еще больше проблемных банков передадут Фонду, поэтому надо продолжать повышать эффективность его работы и наращивать финансирование.
— А Всемирный банк готов увеличивать в случае необходимости объем вливаний по этой программе для Фонда?
— Под эти цели у нас зарезервировано еще 500 миллионов долларов. Нужно сначала их использовать. Дальнейшее финансирование будет зависеть от двух факторов: способности власти удержать стабильной макроэкономическую ситуацию и продолжить реформы
— Банк будет продолжать финансирование проекта по созданию земельного кадастра?
— Всемирный банк изначально поддержал идею земельного кадастра. Благодаря этому Украина получила одну из самых больших современных электронных кадастровых систем в Европе. Вся информация по частным земельным участкам находится в ее базе.
— У экспертного круга немного другая оценка: они уверяют, что в кадастре еще много ошибок, например, есть накладки земельных участков, а электронная база не наполнена до конца. Соответственно, кадастр не может работать эффективно, и запускать земельный рынок на его базе нельзя.
— Кадастр готов на 100% и успешно работает. Информация по 100% всех частных земельных участков находится в этой системе. Там нет только данных о государственных землях. Поэтому власти необходимо как можно скорее провести инвентаризацию своих земель, ведь на данный момент никто не знает, сколько их, и где они находятся. А это значительная территория. С технической точки зрения, созданная кадастровая система очень прогрессивна. Но она может быть полезной и эффективной только в случае, если ее будут использовать.
«НЕ СТОИТ СПЕШИТЬ С ОТКРЫТИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА»
— Сейчас в Украине разгорается дискуссия касательно того, открывать или нет земельный рынок. А вы как считаете?
— В долгосрочной перспективе должен существовать свободный рынок сельскохозяйственных земель. Но в данный момент надо создать законодательную базу, позволяющую прозрачно торговать землей. Сегодня существует еще много барьеров для открытия свободного рынка земли. Если их не учесть и слишком быстро запустить земельные торги, то Украина может столкнуться с рядом проблем. Мне бы этого не хотелось. Не стоит спешить с открытием земельного рынка, лучше акцентироваться на создании качественной законодательной базы.
— Что относительно планов совместно с ЕБРР, ЕИБ инвестировать в модернизацию газотранспортной системы?
— Чтобы привлечь инвестиции в газовый сектор, нужно сначала улучшить финансовую жизнеспособность системы. Для ЕБРР, ЕИБ или ВБ нет смысла вкладывать деньги в сектор или предприятия, финансово не жизнеспособные. Как это поменять? Первое — повысить коммунальные тарифы до экономически обоснованного уровня. Кабмин пытается это сделать. Второе — провести комплексную реструктуризацию газового сектора и разделить добычу, транзит и продажу газа. Иными словами — имплементировать третий энергопакет ЕС. Надо улучшить работу «Нафтогаза Украины». Он должен работать прозрачно.
— Видите прогресс в реформе энергетического сектора?
— Правительство начало повышать тарифы. Это важный первый шаг. На очереди второй — имплементация принятого Кабмином несколько недель назад плана реструктуризации НАК «Нафтогаз Украины». Тогда после этого можно говорить об инвестициях в сектор.
— Дают ли вам нынешние темпы реформирования энергосектора уверенность в том, что инвестиции от ВБ и других международных учреждений придут до конца этого года?
— Есть признаки, вселяющие надежду. Но я понимаю, что реструктуризация газового сектора в любой стране, особенно в Украине с ее огромными проблемами, — очень сложная задача. Этот процесс не завершится за день. На него уйдет несколько лет. Но, мне кажется, если власть и НАК «Нафтогаз Украины» начнут делать реальные шаги по реструктуризации сектора, то мир получит очень сильный сигнал о серьезности таких реформ. Тогда вы увидите новые инвестиции в энергетику. Нет никаких причин, почему газовый сектор Украины не может быть прибыльным.
— Решает ли повышение тарифов на газ для населения проблему неэффективного использования энергии в ЖКГ?
— Цены на газ — лучший инструмент для стимулирования энергоэффективности. С одной стороны, это создает стимулы для компаний централизованного теплоснабжения. Ведь чем дороже газ, тем больше домов, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, устанавливают счетчики тепла. Соответственно, коммунальщики не смогут позволить терять газ из-за низкой эффективности производства или высоких потерь в сетях. Чтобы остаться на рынке, такие компании будут вкладывать в повышение качества сети и энергоэффективность. С другой стороны, сами домохозяйства получат стимул и будут давить на коммунальные службы, чтобы повысить ответственность последних за качество предоставляемых услуг. При этом власть не должна забывать о своей обязанности внедрять программы помощи бедному населению, которое не в состоянии платить повышенные тарифы.
«УКРАИНА ИМЕЕТ ОГРОМНЕЙШИЙ ПОТЕНЦИАЛ»
— В Украине началась борьба с засильем монополий и олигархами. На такие размышления наталкивает ситуация с возвратом под контроль государства «Укрнафты», титановых активов Дмитрия Фирташа... Как вы оцениваете происходящее? Сможет ли Украина перейти на новый экономический уровень без реформы антимонопольного законодательства?
— Многие проблемы Украины — это результат олигархической структуры экономики. В прошлом олигархи контролировали многие секторы экономики, у них было большое влияние на государственную политику и законодательство. Украина должна как-то решить эту фундаментальную проблему. То есть власти надо сломать оплот олигархической экономики. Как это сделать? Первое — нужно создать прозрачную законодательную базу с равными условиями игры для всего бизнеса, которые не будут подвержены влиянию одного или нескольких олигархов. Второе — должна быть максимально прозрачная процедура создания законов и государственной политики. Третье — сформировать привлекательную инвестиционную среду, куда не будет бояться заходить иностранный инвестор, а малые и средние предприятия смогут процветать. Также необходимо принять ряд законов. В прошлом достаточно долго спорили вокруг трансфертного ценообразования, которое использовалось многими олигархами, чтобы вывести прибыль за границу. Наконец-то приняли закон, но этого мало. Необходимо его прозрачное и полное внедрение. Это и будет ресурсом для инвестиций в инфраструктуру, строительство дорог, водоочистку и другие нужные объекты.
— То есть эра монополии олигархата в украинской экономике и политике должна закончиться?
— Да. Очень важно, чтобы Украина наконец-то создала мощное конкурентное поле и экономику с одинаковыми условиями для всех. Только так можно вернуть страну на путь стабильного развития. Украина имеет огромнейший потенциал, но, чтобы его использовать, власть должна продолжать нелегкие реформы. Вы на правильном пути, а Всемирный банк готов помогать и поддерживать Украину в этом.