Создание объединений собственников многоквартирных домов при всех последних правительствах стало одним из главных направлений государственной политики. К сожалению, а может быть, и к счастью, соответствующую деятельность госчиновников успешной назвать нельзя. Это фактически признал министр регионального развития, строительства и ЖКХ Анатолий Близнюк. По его словам, в Украине только в 17% многоквартирных домов появились такие организации. Большинство собственников квартир все еще наивно полагают, что найдется кто-то, кто все за них сделает и решит, упрекает министр. И тут же частично оправдывает украинцев, мол, государство не готово передать жилье. Министр приводит пример: чтобы решить эту проблему, в Литве приняли закон, обязывающий провести в каждом доме энергоаудит, — чем меньше теряет дом тепла, тем меньше платит.
«Уважаемые владельцы квартир, самоорганизовывайтесь, собирайте деньги, утепляйте дом», — призывает Близнюк. У министра даже готов соответствующий план: «Первый шаг... завершить приватизацию и сказать: люди, это ваше. Второй: принять законодательную базу и передать жильцам де-факто их дом и придомовую территорию. Третий: реально стимулировать создание объединений собственников дома или других форм самоорганизации населения по управлению домом».
Любит поговорить на эту тему и премьер-министр Николай Азаров. По его словам, «ОСМД сегодня — это доказано — действенная форма самоорганизации, когда сами люди управляют своими имущественными правами, защищают свои интересы. Они не только имеют права, но и взяли на себя ответственность за эксплуатацию собственного жилья. Они самостоятельно выбирают поставщиков тех или иных услуг, наиболее приемлемую и выгодную цену на эти услуги, сами заказывают текущий и капитальный ремонт, модернизируют дом...». Премьер привел пример «эффективности» ОСМД, в котором он побывал. По проекту в этом доме была предусмотрена служебная квартира. Но собственники решили использовать ее под кабинет семейного врача, тогда как, по данным Азарова, в жэках такие квартиры быстро исчезают... Азаров просто в восторге от встречи с главами ОСМД, которые, по его мнению, «знают, что надо изменить, какие решения принять, выкладывают предложения четко и конструктивно, так как видят свой интерес». «Это очень позитивный пример, — считает премьер, — как нам можно и нужно модернизировать, развивать страну, опираясь на инициативу людей».
Увы, на практике все далеко не так радужно. Достаточно сказать, что за последние полтора года в таком крупном городе, как Харьков, создано всего 40 ОСМД, и 30 из них — со статусом общественных организаций. Это свидетельствует о том, что их члены пока еще не решаются взять на себя весь груз ответственности за свою собственность. Многочисленные проблемы в деятельности ОСМД продемонстрировало недавнее собрание их председателей, а также руководителей жилищно-строительных кооперативов, у которых, в принципе, такие же или еще более острые проблемы. Главная — в несовершенстве и противоречивости как действующего, так и разрабатываемого законодательства, которое, по мнению участников «свободного экспертного форума собственников жилья», их не устраивает. Более того, ситуацию с законодательством об ОСМД эксперты называют катастрофической.
Глава ЖСК «Электрон-2» в Подольском районе столицы Светлана Кузюкова рассказывает, как ее кооператив был доведен до искусственного банкротства из-за откровенного мошенничества со стоимостью горячей воды. Сейчас такая же история происходит с ЖСК-3, где уже работает ликвидатор. По словам Кузюковой, жилищно-коммунальная реформа в стране вступила в новую фазу — банкротство, и в очереди на банкротство сегодня уже десятки, если не сотни домов. Причем для возбуждения дела о банкротстве достаточно иметь долг в 300 минимальных зарплат. Такая угроза нависает и над ЖСК, и над ОСМД. И тут же вопрос: а следует ли в таких условиях жильцам создавать такие организации? Ответить однозначно совсем не просто. Уже сегодня на старте стоят частные управляющие компании, которыми государство намерено заменить жэки. Сегодня они обещают минимизировать расходы жильцов на оплату услуг, а завтра могут заняться выселением неплательщиков. И не только за услуги, но и за те или иные проекты, которые далеко не всем могут быть по карману.
«Что происходит с отводом земли для ОСМД?» — спрашивает один из членов рабочей группы, созданной на предыдущем собрании активистов ОСМД, Игорь Симоненко. Он цитирует закон, согласно которому земельные участки могут передаваться ОСМД и ЖСК бесплатно. «Но могут и не передаваться», — не без иронии отмечает он и добавляет, что закон не определяет размеры участков, видимо, оставляя лазейку для коррупционеров, которые имеют возможность на этом хорошо зарабатывать. «Если при определении размеров участка не возникает территориального спора, то вопрос, в принципе, то попадает практически в тупик». Рассказывая о хождениях по «земельным мукам», которые предстоят коллегам, он отмечает, что земля под домами и придомовая территория должны автоматически передаваться ОСМД и ЖСК. Как говорится, блажен, кто верует... Но Симоненко уповает на упрощенную систему выделения земли, которая, по его словам, работает во Львове.
Киевляне встретили это заявление с недоверием. В столице даже и сложная система не работает, сказал, выступая по микрофону, один из участников собрания. И действительно, в зале нашелся лишь один председатель ОСМД, которому удалось благодаря сотрудничеству с юридической компанией и после долгих хождений по инстанциям получить в собственность земельный участок. Правда, ему нечего посоветовать коллегам, потому что с того времени чиновники, по его словам, еще больше обнаглели. В столице не могут дождаться нового порядка выделения земельных участков. В результате все ОСМД сегодня ограничивают в столице площадками, находящимися под домами и не более трех-пяти метров (от стены дома), прилегающей к стенам территории. И никакого разговора ни о детских или спортивных площадках... На экспертном форуме прозвучало еще и тревожное сообщение о намерениях парламентариев внести в закон об ОСМД («в интересах строительных олигархов») изменения, в соответствии с которыми эти организации будут теперь получать землю не в собственность, а в постоянное пользование... И в Гражданский кодекс собираются внести изменения. Если сегодня собственниками чердаков, подвалов и других подсобных помещений являются собственники квартир, то завтра к ним подключат также и собственников нежилых помещений (магазинов, учреждений и т.п.)... К тому же распоряжаться этой совместной собственностью теперь можно будет не консенсусом членов ОСМД, как раньше, а 2/3 голосов.
КОММЕНТАРИЙ
Александр ОМЕЛЬЧЕНКО, бывший городской голова Киева, народный депутат Украины:
— Слов по поводу создания объединений собственников многоквартирых домов много, а дел я не вижу. Жилищно-строительные кооперативы, выполняющие в давно уже построенных домах те же функции, которые еще предстоит освоить ОСМД, успели накопить немалый опыт совместного хозяйствования, и это их плюс. Они, в отличие от ОСМД, создавались не после строительства, а до. И это сплотило членов кооператива, которые никогда не были на государственном обслуживании. Я считаю, что идея создания ОСМД в наших условиях хороша только для новостроек, в которых среди прочих новинок — различных счетчиков, — используются новые элементы теплозащиты стен, окон и дверей. Для старого жилищного фонда, которому уже за пятьдесят, другие формы, кроме жэков, очевидно, не годятся. Если дать им необходимые финансы и материалы, то, думаю, они будут в состоянии навести порядок и наладить надлежащее обслуживание. Для создания ОСМД мы практически упустили время. Это надо было делать одновременно с приватизацией квартир или, вернее, еще раньше. Чтобы дома приватизировались не поквартирно, а целиком, со всеми вспомогательными помещениями и инженерными системами, а собственниками выступали не отдельные жильцы, а кооператив или кондоминиум, который теперь получил название ОСМД. В результате этой ошибки ОСМД в Украине, в том числе и в Киеве, практически не работают. И разговоры о них я считаю популизмом чистой воды. В наших домах, которые уже большей частью отслужили свой срок (их ровесники — советские автомобили — уже давно переплавлены или на свалках), такие объединения, без серьезной финансовой поддержки государства просто не жизнеспособны.