Счетчик населения Украины на сайте countrymeters.info знает все. Но стучит он очень тревожно. 24 мая в Украине родилось 958 малышей и умерло 1 357 человек. А всего нас жило в этот день в стране 42 555 615. С начала года родилось 182 985, а умерло — 259 299, — 14 585. Итого рост населения отрицательный — минус 61 730. И эмигранты составили почти пятую часть всей убыли народонаселения страны. Социологи и экономисты бьют тревогу и особенно — в связи с миграцией. Ведь покидают страну в большинстве молодые люди, представляющие собой ядро, золотой фонд и надежду экономики.
«Миграционные настроения в украинском обществе, которые мы фиксируем, очень жестко коррелируют с оценками экономической ситуацией в стране, — говорит председатель правления Института социальных исследований Ольга Балакирева. По ее словам, 60% украинцев ответили, что в том случае, если бы перед ними был выбор, они предпочли бы остаться в Украине и не уезжать в какую-либо другую страну. И лишь 25% реципиентов не согласны с тем, что Украина — это лучшее место для жизни. Как видим, патриотизма нашему обществу не занимать, но и настрой на миграцию также получил в умах украинцев немалую нишу. И в разных вариантах — выезд за границу на работу или учебу, желание навсегда покинуть страну — мы все время будем выходить на показатель в четверть опрошенных и лишь иногда — пятой их части, утверждает социолог.
Около 12% домохозяйств в этих 25%, по данным Балакиревой, составляют те семьи, члены которых уже работали за рубежом в момент опроса. «Естественно, это экономически активное население, и именно на эти 12% увеличилась бы у нас безработица, — отмечает руководитель института, — если бы эти люди сегодня находились в Украине. Ключевой мотив — выезд на поиски работы — это как раз отсутствие работы дома, отсутствие достойной оплаты труда или невозможность устроиться на работу по специальности. А поскольку работа за рубежом предполагает более высокий заработок, то половина из тех. кто выезжает, согласна на любую работу. Другая половина все же ориентируется на то, чтобы работать по полученной в Украине специальности или какой-то другой, но близкой к ней».
Социологи также спрашивали о желании выехать за рубеж как на постоянное место жительства. На этот вопрос положительно отвечают около 20% опрошенных. Этот показатель больше на урбанизированных территориях с высоким уровнем безработицы, где населении мобильнее. «И еще, — добавляет Балакирева, — он выше среди, так сказать, молодых взрослых людей, то есть среди тех, кто уже начал искать себе применение на рынке труда и столкнулся с трудностями».
Однако ученая отмечает, что миграционные настроения часто остаются декларативными. «Когда мы уточняем, а что люди делают, чтобы осуществить свое желание выехать, то, — рассказывает она, — выясняется, что кто-то всего лишь собирает информацию о том, куда можно поехать, кто-то общается с теми, кто вернулся. И всего 5% взялись изучать языки — и это очень четкий показатель реальности таких настроений. Около 4% собирают деньги на такую поездку, поскольку нужно не только доехать, но и найти какое-то жилье».
Большая часть выезжающей из Украины молодежи надеется получить за границей хорошее образование или хотя бы кратковременно поучиться там, получив специальность и открыв для себя, таким образом, новые возможности и горизонты. При этом наиболее успешные молодые люди хотят остаться за рубежом навсегда — найти там возможность получить еще одно образование, устроиться на постоянную работу. Балакирева не забывает и об еще одном часто используемом, особенно девушками и женщинами, но бывает, что и мужчинами, варианте для выезда за рубеж — поиске брачного партнера. «Около 1% цинично и откровенно говорят, — подчеркивает она, — для того, чтобы выехать безвозвратно, попытаюсь создать семью».
«Такой ситуации с эмиграцией у нас не было с 90-х годов, — говорит доктор экономических наук Алексей Плотников, — граждане практически бегут из страны». «Если посмотреть на это чисто теоретически, то тут, может быть, и не будет ничего плохого, — отмечает он, — мы можем приводить примеры из истории стран Европейского Союза и других государств. Рабочая сила там из одной страны свободно перемещается в другую (хотя и там есть довольно жесткие ограничения, например, выходцы из Болгарии и Румынии не могут работать в Великобритании)». Но в нашей стране никакие общетеоретические модели, по словам Плотникова, не работают. Волну миграции, которую социологи фиксируют сейчас, он оценивает как реальное бегство из страны. И отмечает, что Украина в результате теряет наиболее трудоспособные слои населения, главным образом молодежь — тех, с кем, по идее, связано будущее страны.
У молодежи, намеревающейся жить и работать за рубежом, есть мотиваторы к выезду и, конечно же, должны быть и какие-то демотиваторы, чтобы не оставаться там, а оставаться в Украине или возвращаться в страну. «Вопрос работы, оплаты труда и возможность приобрести жилье на легальные доходы — это то, что является для молодежи демотиваторами выезда, — говорит Балакирева. По ее словам, тут нельзя преувеличить роль семьи, являющейся своеобразным якорем. Но, с другой стороны, наличие семьи и детей, которых нужно обеспечивать, тоже выталкивает молодых людей на поиск дополнительных средств.
При этом процент тех, кто готов отправиться на поиски работы в пределах Украины, готов к внутренней территориальной миграции, примерно такой же (все те же 25%), подчеркивает социолог, как и процент тех, кто мечтает выехать за рубеж. Правда, в этом случае ставятся условия: переезд с семьей, достойная оплата труда, жилье — все те же ключевые моменты. По данным нашего мониторинга, информирует Балакирева, разрыв между реальным доходом украинцев и их желаемым доходом, чтобы обеспечить достойный уровень жизни, в среднем составляет 3,5 раза.
«Наша трудовая миграция в какой-то мере является следствием отсутствия нормальной государственной политики и в социальных стандартах и в работе с трудовыми ресурсами, — подчеркивает политолог Сергей Якубин, — Раньше трудовая миграция из Украины в такие ближайшие страны, как Польша или Чехия происходила по модели социальной эсклюзии. Те, кто туда уезжали, хотели получить работу и помочь содержать свои семьи. Но они все же думали над тем, как вернуться в Украину. Да и приезжих там рассматривали, в первую очередь, как временную рабочую силу, которая вскоре должна уехать». «Особенность миграционных потоков после 2014 года, — уверен Якубин, — в том, что теперь работает модель социальной интеграции. Молодежь рассматривает возможность уехать из Украины навсегда».