Трудно было предположить, что даже в самый разгар политических баталий Фонд госимущества продолжит работу и сумеет перечислить в госбюджет свыше 60 миллионов гривен. А середину нынешнего декабря можно рассматривать в истории ФГИУ уже как начало подготовки к очередной приватизационной жатве, в ходе которой этому ведомству придется повторять прошлогодний рекорд финансовых вливаний в бюджет. Тем более, что спрос на них из-за роста дефицита обсуждаемой сейчас в парламенте главной сметы страны обещает также существенно подрасти. Согласно утверждению председателя фонда Михаила Чечетова, прозвучавшему на пресс-конференции в Киеве во вторник, следующий 2005 год должен стать годом совершенствования методов и механизмов приватизации и повышения эффективности управления объектами государственной собственности, в том числе, управления государственными корпоративными правами.
Накануне стало известно, что правительство заложило в очередной проект бюджета- 2005 приватизационные поступления в размере семи миллиардов гривен. И Чечетов тут же и без всяких колебаний заявил журналистам, что эта цифра фонд «не пугает», но он может гарантировать выполнение бюджетных предначертаний только в случае принятия политических решений о продаже уникальных стратегических объектов на самом высоком государственном уровне. В первую очередь речь идет об Одесском припортовом заводе и ОАО «Укртелеком». Кстати, эти два предприятия упоминаются в пояснительной записке к проекту бюджета, что может также означать, что действующее правительство совершенно определенно склоняется к принятию по ним такого решения. Вопрос лишь в том, поддержит ли его парламент и не заблокирует ли впоследствии новый президент.
Согласно проведенным в ФГИУ расчетам, требуемые поступления в 2005 году кроме Припортового завода и Укртелекома может обеспечить приватизация пакетов акций нескольких угольных холдингов, к примеру, «Свердловскантрацит» и «Ровенькиантрацита». В фонде уверены, что сделать это будет не трудно, учитывая позитивный опыт приватизации «Павлоградугля» и «Краснодонугля», а также госдоли в ЗАО «Северодонецкий «Азот». «Это с лихвой покроет семь миллиардов гривен», — считает глава ФГИ. Он еще раз подчеркнул, что для продажи всех этих объектов потребуются политические решения.
Высокую политическую планку приватизационного процесса ФГИУ приходится поднимать не столько из осознания своей ответственности, сколько из-за того, что в Украине далеко не всегда можно найти инвестора, для которого такие предприятия были бы «подъемными». «Следует понимать, что по таким объектам, как Укртелеком и Одесский припортовый завод, (в Украине. — Авт. ) нет отечественных инвесторов, которые могут приобрести предлагаемые к продаже пакеты, — подчеркнул Чечетов и добавил: — Нет абсолютно никаких шансов, что на них придет национальный инвестор и победит».
При этом Чечетов перекидывает мостик к законодательному обеспечению приватизационного процесса и напоминает, что в стране нет не только закона о глубине проникновения иностранного капитала в стратегические предприятия и отрасли, на которых зиждется национальная и экономическая безопасность страны, но даже и таких основополагающих документов, как закон о ФГИУ и программа приватизации. Глава фонда надеется, что положения политреформы, в соответствии с которыми функции парламента и правительства расширяются, помогут найти поддержку у работающих «в едином тандеме» парламента и правительства в принятии этих законов. Фонд госимущества, по мнению Чечетова, должен быть подчинен и подконтролен парламенту. «Необходимо сместить по максимуму функции подчиненности и подконтрольности фонда под крышу Верховной Рады», — указал глава фонда и пообещал, что после формирования нового правительства фонд выйдет с таким предложением.
Можно также предположить, что в соответствующий закон фонд будет стараться включить также и свои обязанности по управлению стопроцентно государственными предприятиями, равно как и госдолями на частично приватизированных объектах. «Мы хотим, чтобы в бюджет более активно поступали также и средства, зарабатываемые этими предприятиями в виде налогов и дивидендов», — уверенно заявил Чечетов, отвечая на вопрос «Дня». Отвечая на еще один вопрос «Дня», глава фонда рассказал, что в уходящем году он предлагал распределить сверхплановые поступления от приватизации между социальными и инвестиционно-инновационными программами правительства в соотношении «пятьдесят на пятьдесят», но не был в этом поддержан. При этом Чечетов выразил надежду, что нынче к нему прислушаются. «Хотелось бы, чтобы в этом новом бюджете, наряду с социальными проблемами, главный упор был сделан на том, чтобы деньги от приватизации работали на перспективу и были целенаправленно использованы на финансирование приоритетных инвестиционно-инновационных программ». Отдадим дань его оптимизму. Но, похоже, правительство сегодня думает не дальше затыкания внезапно возникших в бюджете дыр.