Ситуация на рынке электроэнергии и тепла в преддверии похолоданий вызывает в Украине множество вопросов. Но в конце прошлой недели премьер-министр Арсений Яценюк сообщил стране немаловажную новость. «Мы зарезервировали $3,1 миллиарда на счетах НБУ для приобретения газа», — сказал он в интервью ведущим украинским телеканалам. Премьер признал, что Украине для нормального прохождения осенне-зимнего периода необходимо приобрести около пяти миллиардов кубометров российского природного газа. По словам премьера, в сентябре ожидаются очередные переговоры на уровне министров энергетики Украины и России с участием еврокомиссара Гюнтера Эттингера. Яценюк надеется, что эта стадия переговоров станет финальной.
Вопрос в том, разделяют ли это мнение в Москве и хватит ли названной суммы для покупки такого объема топлива по цене $485 за тысячу кубометров, которую с весны этого года Россия выставила Украине? На первый из этих вопросов ответа у нас нет, поскольку поведение Кремля в последнее время прогнозировать все труднее. Что касается второго, то калькулятор показывает, что даже при такой цене денег хватит и немного останется для покупки газа в Европе. Но если Украина купит у России газ по этой цене, то не будет ли это означать, что она признает контракты 2009 года и де-факто отказывается от заявленного в Стокгольмский арбитраж иска против России? Остается открытым и вопрос долгов. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что неоплаченными остаются больше 11,5 миллиарда кубометров природного газа, поставленного в адрес «Нафтогаза Украины» в конце 2013 года и апреле-июле 2014-го.
Можно ли исключить, что правительство сумеет и эту сумму заработать точно таким же образом, как и те $3,1 миллиарда, которые уже зарезервированы в НБУ для покупки газа? А делается все на удивление просто. Вcего за три дня на прошлой неделе (с 19 по 21 августа) НБУ выкупил у НАК «Нафтогаз Украина» облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) почти на 42 миллиарда гривен (около $3,2 млрд), тем самым увеличив свой портфель ОВГЗ до 236,8 миллиарда гривен. Эти данные свидетельствуют о завершении монетизации Нацбанком гособлигаций, полученных «Нафтогазом» от правительства в счет капитализации, делает вывод Интерфакс-Украина.
Напомним, что планируя докапитализацию НАКа и монетизацию свежеотпечатанных с этой целью средств, правительство обязало украинского газового монополиста обеспечить использование полученных ОВГЗ в хозяйственной деятельности в соответствии с уставом компании. В частности, речь шла о направлении гривны, вырученной от реализации облигаций, для покупки и резервирования $3,1 миллиарда на счете компании, открытом в НБУ.
На самом деле подобные операции в треугольнике правительство — НБУ — «Нафтогаз», похоже, являются ничем иным как своеобразным камуфляжем эмиссии гривны. Следствием необеспеченной товарами эмиссии (а сейчас в связи с падением экономики именно такой случай), как известно из школьных учебников, может стать инфляция, «стражем» которой, согласно Конституции, является именно «независимый» центробанк страны. Он признает, что монетизировал ОВГЗ «Нафтогаза», но пытается уверить страну, что в этом нет ничего страшного. «Опасения, что средства «Нафтогаза» от монетизации ОВГЗ будут давить на внутренний рынок, в частности валютный, абсолютно безосновательны», — подчеркивают в пресс-службе НБУ и напоминают, что эти деньги выделены НАКу для расчетов за газ...
Между тем, программа stand by с Международным валютным фондом, утвержденная в конце апреля, допускает прямую покупку валюты «Нафтогазом» у Нацбанка. Предполагалось, что НАК приобретет у НБУ $2,16 миллиарда и до конца мая погасит просроченный долг за поставки природного газа, накопленный перед российским ОАО «Газпром». Затем Нацбанк продаст «Нафтогазу» еще $1,67 миллиарда, чтобы газовый монополист погасил в сентябре этого года свои еврооблигации, выпущенные под правительственные гарантии. Наконец, в октябре-декабре допускалась продажа Нацбанком еще $1 миллиарда «Нафтогазу» для погашения долга «Газпрому».
Для этого программа разрешала правительству выпустить облигации для капитализации «Нафтогаза», а НБУ — приобрести их на сумму 23,662 миллиарда гривен к концу мая, на 41,956 миллиарда гривен — к концу сентября и на 52,911 миллиарда гривен — к концу декабря с учетом заложенного на этот год обменного курса 10,9546 грн/$1. Сейчас официальный курс национальной валюты опустился ниже 13 грн/$1. И 29 августа, после того, как совет директоров МВФ рассмотрит обновленную программу для Украины, мы узнаем, насколько приемлемы были для него, да и для самой Украины описанные трехсторонние сделки с ОВГЗ.
В то же время близкий к Минэкономразвития и торговли эксперт считает, что деньги правительства на едином казначейском счете Нацбанка не оказывают давления на экономику, а имеют на нее оздоровительное влияние. В разговоре с «Днем» он отметил, что эмиссия денег, сделанная таким образом, вряд ли повлияет на инфляцию. У последней, по мнению эксперта, совсем другие корни, как и у девальвации гривны. «Рынок ценных бумаг, — уверен собеседник «Дня», — не дает утечки на потребительский рынок, разве что через несколько циклов, когда эти ресурсы будут во что-то вложены, а если они, как в данном случае, уйдут за границу в качестве уплаты по долгам, то на инфляции это вообще никак не скажется». Однако, добавил эксперт, подобные операции на фондовом рынке все-таки имеют негативную сторону: они конвертируют корпоративные долги в государственные, которые ложатся как на нынешние, так и на будущие поколения украинцев.