Парламент Украины принял в первом чтении правительственный законопроект «О морских портах» (№ 9712). Появление документа авторы объясняют тем, что назрела неотложная необходимость коренных преобразований в портовой отрасли, либерализации имущественных отношений, технической модернизации и современной модели функционирования морских портов. Ведь Украина сегодня является единственным государством на постсоветском пространстве, где не произошли реформы в портовой отрасли. А привлечение реальных инвестиций в отрасль, по мнению авторов документа, сдерживает устаревшая нормативная база, которая фактически отражает советскую модель функционирования портов.
Законопроект предлагает разрешить аренду либо концессию портовых причалов сроком до 49 лет, при этом гарантируется право частной собственности на внесенные в Реестр гидротехнических сооружений причалы, построенные за счет частных инвестиций до вступления в силу этого закона, а также новые причалы, построенные за счет частных средств. Строительство причалов государственной формы собственности за счет частных средств предполагается осуществлять на компенсационной основе. Документ также предполагает возможность отчуждения земельных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для развития или строительства новых морских портов.
В законопроекте есть очень интересная статья — относительно особенностей приватизации портовой инфраструктуры. В частности, к объектам приватизации предлагается отнести единые имущественные комплексы госпредприятий и акции хозяйственных обществ, образованных в процессе корпоратизации на базе цехов, производств, участков, других подразделений морских портов. Предполагается, что продажа единых имущественных комплексов и 100% публичных АО будет осуществляться на конкурентных началах. При этом условия конкурса могут предусматривать аренду победителем причалов и земельных участков сроком до 49 лет, а при образовании публичного АО причалы и земельные участки будут предварительно передаваться ему в аренду на срок до 49 лет. В случае же приватизации отдельного объекта портовой инфраструктуры, арендованного до вступления в силу этого закона, арендатор имеет право на его выкуп при условии улучшения им такого имущества на сумму не менее 25% его остаточной стоимости на момент приватизации.
Как отразится принятие данной редакции «морского» закона на отрасли? Об этом «День» спросил вице-президента Ассоциации «Укрсудпром» Виктора ЛИСИЦКОГО:
— Я оцениваю данный законопроект на твердую четверку с плюсом, пока еще не было второго чтения, тогда, возможно, будет пятерка. Сегодня у государства средств на развитие портов нет и «умов», чтобы развивать такие комплексы, тоже нет. У нас всего около двадцати портов, и, мне кажется, в список претендентов на концессию может войти около десятка из них или даже больше. Очевидно, концессионерам необходимо будет привлечь десятки миллиардов гривен. Сам по себе механизм концессии общеизвестен, например: государство имеет участок, какое-то сооружение или завод, но ему не хватает ресурсов, деловой хватки для развития объекта. Оно отдает этот объект бизнесу, который привносит свое знание рынка, средства, берет на себя бремя ответственности за это имущество и развивает его. А государство от этого получает конечные позитивные результаты в виде лучшего использования определенного объекта собственности. Бизнес-план развития конкретного порта должен определять концессионер — тот, кто взвалит на свои плечи ответственность за государственное имущество. Конечно, риск перевода посредством теневых схем этого имущества в частную собственность существует. Существует и риск того, что определенные проекты будут неудачными, например если концессионер ошибется. Я был бы очень рад, если бы это стало началом соревнования больших финансово-промышленных групп, ведь конкуренция в конечном счете даст государству лучшие варианты передачи в концессию. Наиболее привлекательными, на мой взгляд, могут стать порты Одессы, Ильичевска, Севастополя. Это может стать важным фактором восстановления и развития морской индустрии, которая у нас фактически пришла в упадок.