Даже на самом крутом столичном рынке — Бессарабском — далеко не всегда можно купить обычную телятину. И это — показатель. По словам экс-заместителя главы Минагрополитики и нынешнего руководителя Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимира Лапы, раньше в каждом селе было по два, а то и больше стад крупного рогатого скота, а теперь в наших селах и корову не всегда можно найти. За первую половину этого года поголовье крупного рогатого скота в Украине (без учета временно оккупированной территории Крыма и Севастополя, а а также части зоны проведения АТО) составило 4,316 миллиона голов, что на 2,4% меньше, чем на аналогичную дату 2015 года. В том числе поголовье коров сократилось на 3,5% — до 2,192 миллиона.
Тем не менее специалисты отрасли видят возможности для того, чтобы без особых затрат серьезно повысить ее экономику. Экономист департамента технического сотрудничества Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак поделился с журналистами интересной информацией. По его словам, рабочая группа по рынку мяса, созданная Минагрополитики при поддержке ФАО и Европейского банка реконструкции и развития, разработала автоматизированный баланс спроса и предложения на мясо в Украине, позволяющий быстро и эффективно отслеживать ситуацию на этом рынке и и прогнозировать ее развитие. Сегодня цены на мясо в Украине более-менее стабилизировались, отмечает экономист, но в сравнении с мировыми они на довольно низком уровне. Это обстоятельство, как считает эксперт, является негативным для отечественного производителя, но в то же время создает предпосылки для инвестиций в переработку и развитие экспорта мяса и мясопродуктов.
Ярмак утверждает, что в июле экспорт мяса из Украины активизировался, тогда как до этого его (кроме мяса птицы) практически не было, что связано с запретом со стороны РФ, которая прежде была основным партнером. И добиваться доступа в другие страны оказалось намного сложнее, чем рассчитывали многие компании. К тому же сегодня в Украине, рассказал специалист ФАО, очень мало компаний, занимающихся выращиванием крупного рогатого скота до мясных кондиций. И потребление говядины в Украине постоянно падает. Сегодня оно снизилась до однозначных цифр, и в общем пищевом балансе говядина практически незаметна. Это объясняется как экономическими причинами (низкой покупательной способностью населения), так и отсутствием доброкачественного продукта.
«Более обеспеченная часть населения, — отмечает Ярмак, — которая может обедать или ужинать в ресторанах, знакома с тем, что такое настоящий стейк. Но большая часть населения Украины воспринимает говядину как диетическое, но не очень вкусное и, возможно, жестковатое мясо». При этом эксперт подчеркивает, что в домашних хозяйствах, где крупный рогатый скот откармливают экстенсивным способом, тратят на это примерно столько же средств на килограмм живого веса, сколько и при интенсивном откорме. Но при этом животные растут медленно, и их убойный вес на 100—200 килограмм ниже, чем в других странах мира, где выращивают качественную говядину. Соответственно, закупочная цена мяса, произведенного населением и предприятиями Украины почти вдвое (на 80%) ниже, чем в других странах.
Но в мире на говядину довольно высокий спрос, и мы могли бы ее импортировать (в мусульманских странах вообще не едят свинину), поскольку у нас есть логистические преимущества перед США, Бразилией, Аргентиной, являющихся основными поставщиками этого продукта — мы ближе к странам потребителям. Очень привлекательный для нас рынок это — Евросоюз, который исторически является нетто-импортером говядины. И, если не считать меда, то это — самый доступный для нас рынок ЕС. «Однако это просто та ягодка, которую мы не замечаем и не срываем, хотя способны это сделать, — отмечает Ярмак и добавляет: — у нас есть все расчеты, позволяющие наладить эффективный откорм молодняка даже и молочных пород. «Сегодня эти бычки для нас практически потеряны, — подчеркивает экономист, — Мы их забиваем в возрасте 2—3 дней, и цена, которую хозяйства получают за живой вес даже при экспорте, только на 10—20% выше, чем при реализации дома. Но в любом случае она на 70% ниже, чем получают за свою продукцию животноводы в других странах».
Андрей ЯРМАК: Полная картинка о перспективах говядины будет представлена только в конце года. На какие рынки, по каким ценам, какой именно продукт, в соответствии с какой логистикой, в какой упаковке, а главное — с кем в сотрудничестве можно будет поставлять. Но начинать нужно с того, где и как откармливать и перерабатывать.Мы говорим о том, что сегодня Украина теряет до 800 тысяч бычков молочных пород, — повторяет эксперт. — Это огромное количество, которое мы могли бы превратить в деньги, имея достаточное количество фуражных культур, отходов переработки масличных и сахарной свеклы, отходов производства, например, пива и других видов алкоголя...
Еще большая проблема, по его словам, переработка. «Правильный» стейк требует глубокой переработки, чтобы можно было продавать все, а не только самые лучшие кусочки мяса. А у нас практически нет таких предприятий, которые должны быть довольно мощными — с объемом забоя в 20—25 тысяч голов в год. «Только такое предприятие, по нашим предварительным расчетам, может быть эффективным и формировать экспортные партии продукции для различных стран мира, — констатирует Ярмак, но с сожалением отмечает, что экономическая часть переработки сегодня еще не готова (не просчитана). «Полная картинка о перспективах говядины будет представлена только в конце года, — говорит он, — На какие рынки, по каким ценам, какой именно продукт, в соответствии с какой логистикой, в какой упаковке, а главное — с кем в сотрудничестве можно будет поставлять. Но начинать нужно с того, где и как откармливать и перерабатывать».
«Мы говорим о том, что сегодня Украина теряет до 800 тысяч бычков молочных пород, — повторяет эксперт. — Это огромное количество, которое мы могли бы превратить в деньги, имея достаточное количество фуражных культур, отходов переработки масличных и сахарной свеклы, отходов производства, например, пива и других видов алкоголя...». Ярмак также объяснил, что сейчас в откормочных хозяйствах двухмесячных бычков обычно переводят на пастбище. И в этом случае на стейки уже не приходится рассчитывать, а забивают таких животных в весе до 200 килограмм. Но еще два месяца откорма протеиновыми кормами позволяют довести их вес до 400—450 килограмм и получить в результате переработки так называемые мраморные стейки, которые пользуются хорошим спросом во всем мире и высоко ценятся. Именно на такой продукции Украина могла бы дополнительно заработать миллиард долларов, уверен Ярмак.
Но на пути этой уверенности, как объяснил национальный эксперт ФАО Виталий Башинский, высокие санитарные и фитосанитарные нормы, предусмотренные системой внешнего государственного контроля в Евросоюзе. Впервые Украина пыталась преодолеть этот барьер и получить доступ своей говядине в ЕС еще в 2008 году. В 2009 году у нас побывала соответствующая миссия, и Украина получила 15 замечаний. Большую часть нарушений сразу же устранила, а с остальными замешкалась. Процедура была пролонгирована еще и потому, что система фитосанитарного контроля вошла в период реформирования. И когда Евросоюз напоминал о незавершенной процедуре, то соответствующая служба ссылалась на реформирование...
В таком же состоянии находилось и Агентство по идентификации животных, а именно по нему были главные замечания ЕС. Украина является с 1992 года является членом Международного эпизоотического бюро (правильнее — Международной организации защиты здоровья животных), в которое входят больше 180 стран мира. В 2009 году Украина получила положительную оценку этого бюро. Но в связи с реформированием названного агентства сегодня необходимо получить повторную оценку относительно его соответствия стандартам бюро. По большинству болезней животных, внесенных в список бюро, наша страна является благополучной. Но появился еще один стандарт, в котором перечислены болезни, опасные как для животных, так и для человека. И Украина должна еще получить определенный статус относительно той или другой болезни.
В 2014 году проводились переговоры с Еврокомиссией и, поскольку все 28 стран ЕС имеют статус благополучия по губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, то и Украине предложили получить такой статус или хотя бы убедить, что страна на пути к его получению. Но для этого нужно составить план соответствующего мониторинга, и государство ежегодно должно выделять на это деньги и проводить соответствующие исследования. Пока они в Украине не начались, отмечает Башинский. И это одна из основных причин того, почему так трудно пробивается наша говядина в Евросоюз...
Р.S. На вчерашнем заседании Кабмина был рассмотрен порядок использования средств государственного бюджета на возмещение физическим лицам — владельцам животных расходов на оплату услуг по их идентификации и регистрации.