Недавно Житомир в числе трех городов (вместе с Луцком и Ивано-Франковском), прошел отбор для участия в пилотном проекте по созданию так называемых универсамов административных услуг, инициируемом Центром политико-правовых реформ совместно с Центром исследований местного самоуправления (это с украинской стороны), которые сотрудничают с Немецким агентством по техническому сотрудничеству и Швейцарским агентством развития и сотрудничества, которые предоставляют консультационную и другую техническую помощь.
Директор департамента экономического развития Житомирского горсовета Елена Астахова, которая является инициатором и большим энтузиастом создания в городе упомянутого «универсама», рассказала «Дню», что сейчас мэрией гражданам и юридическим лицам предоставляется 63 вида административных услуг, часть их (существенно меньшая. — В.К.) нынче проходит через единый разрешительный центр. Последний должен войти в «универсам» (это название взято по примеру Германии), где должны предоставляться и все нынешние услуги, и те, которые оговариваются законодательными и подзаконными действующими актами, и те, которые могут быть приняты. Согласно замыслу, в такой структуре должны объединить разрешение вопросов, с которыми приходят в мэрию предприниматели, а также рассматривать личные обращения граждан и другие индивидуальные дела. В целом речь может идти о более чем ста административных услугах. Главное условие проекта — максимально обеспечить гражданам, которые пришли в личных делах или в вопросах своего бизнеса, организации или учреждения, возможность обратиться со своим вопросом в одно место и там получить консультации, ответы или необходимые документы, разрешения, справки и так далее, а не ходить кругами по инстанциям.
Муниципальный «универсам» в Житомире собираются устроить на первом этаже нынешнего помещения мэрии, которое находится в самом центре города. Зоны приема людей должны быть максимально открытыми, в них должны размещаться консультанты, работники, которые принимают заявления, обращения, документы, или проводят беседы с посетителями. Необходимо развитое наглядное информирование в аспекте того, куда обратиться. По цивилизованным стандартам, в таких помещениях граждане должны чувствовать себя комфортно, обязательно наличие питьевой воды и современных туалетов. Но в Житомире разрабатывают собственную концепцию «универсама». Думают даже поставить банкоматы, чтобы платные услуги можно было оплатить, что называется «не отходя от кассы».
Госпожа Астахова преисполнена энтузиазма, но, по моему мнению, при упоминании о нынешнем общем объеме административных услуг, которые собираются объединить, и по той причине, что практически в каждом учреждении, которое сейчас этим занимается, определенные люди получают свою немалую выгоду с выдачи различных документов и справок (конечно, кроме официальной зарплаты) радужные надежды как-то меркнут.