Возможность применения промышленных отходов при строительстве автомобильных дорог предусмотрена проектом Концепции Государственной целевой экономической программы строительства автомобильных дорог общего пользования с цементобетонным покрытием на 2021-2025 годы. Документ был опубликован 5 августа на сайте Укравтодора.
Так, согласно концепции, доля автомобильных дорог с цементобетонным покрытием увеличится до 30% за счет четких механизмов финансирования ремонта и строительства дорог из государственного и местных бюджетов; повышения экологичности строительства, в частности из-за использования отходов и побочных продуктов промышленности в качестве заполнителей в цементобетонных смесях; исследования новых возможностей строительства дорог на основе современных энерго— и ресурсосберегающих материалов и технологий.
Это позволит улучшить транзитный потенциал страны, повысить уровень локализации и уменьшить импортозависимость, решить вопросы управления промышленными отходами, создать новые рабочие места и эффективно использовать бюджетные средства в дорожном хозяйстве.
«Ассоциация еще в мае обращалась к представителям правительства и парламента с предложениями по активному использованию металлургических шлаков и золошлаковых материалов в строительстве. Ведь в Украине на отвалах промышленных предприятий накопилось более 160 млн тонн шлаков и около 250 млн тонн золошлаковых материалов ТЭЦ. Ежегодно эти показатели увеличиваются на 10-11 млн тонн и 6-7 млн тонн соответственно. Следовательно, предложенная Концепция актуальна и прогрессивна для экономического развития страны», — рассказывает координатор Комитета экологии и устойчивого развития Европейской Бизнес Ассоциации Ольга Бойко.
По ее словам, бизнес-сообщество концептуально поддерживает инициативу Укравтодора. В то же время призывает доработать текст документа и учесть следующие три пункта.
Первый — добавить побочные продукты / вторичное сырье промышленности в перечень материалов, которые могут использоваться в процессе строительства автомобильных дорог. Ведь некоторые материалы в перспективе могут получить свойство менять свой юридический статус как отходов. В частности, в контексте запланированной реформы управления отходами.
Второй — уточнить возможность финансирования Программы также за счет средств Государственного дорожного фонда.
Третий — предоставить приоритет в использовании вторичного сырья в качестве заполнителей в цементобетонных смесях и слоях основания автомобильных дорог. В частности, приоритетное применение шлакопортландцемента и шлакощелочных цементов.
В мире уже давно используют отходы горно-металлургического производства в строительстве дорог. Как в основе, так и в несущих слоях автодорог. В частности в дорожном бетонном покрытии.
Исследования показывают, что у бетонных дорог более длительный срок эксплуатации (от 20 до 30 лет) по сравнению с асфальтовыми (4-7 лет). Более того, они гораздо дешевле, если использовать отходы горно-металлургических предприятий.
В Украине накоплено почти 160 млн тонн металлургических шлаков. Они накопились еще с советского периода и продолжают расти. Только на отвалах предприятия «АрселорМиттал Кривой Рог», по данным специалистов, содержится более 50 млн кубометров шлака. Перспективы применения вторичных продуктов из отходов горно-металлургических предприятий огромны. Это доказано на опыте развитых стран и подтверждено экспериментами «АрселорМиттал Кривой Рог», в рамках которых построены опытные участки автомобильных дорог. В Европе почти половина от общего объема утилизации шлаков приходится на дорожное строительство.
В Украине уровень использования металлургических шлаков составляет около 40-50%, а уровень использования золошлаковых материалов не превышает 30%.
Так, по подсчетам Европейской Бизнес Ассоциации, во время дорожного строительства в рамках президентской программы «Большая стройка» в 2020 году, замена 30% щебня на шлаковые материалы позволит сэкономить 420 млн грн бюджетных средств. При замене 30% материалов золошлаков экономия бюджетных средств может потенциально превысить отметку 500 млн грн.