Международный валютный фонд хочет изменить условия предоставления для Украины следующего транша. Такое решение Совет Фонда принял одновременно с одобрением выделения второго транша кредита в размере $1,7 миллиарда. В частности, в МВФ обновили «маяки» — обязательные условия для предоставления третьего транша кредита в сентябре. Среди них можно выделить несколько основных.
Во-первых, правительство до 31 августа составит и утвердит перечень из десяти (раньше было пять) государственных объектов на приватизацию. Во-вторых, образует специализированное подразделение антикоррупционной прокуратуры, которое будет отвечать за наблюдение за расследованием Национального антикоррупционного бюро (НАБ), а также обеспечит условия для его полномасштабной деятельности.
Также в обновленной программе зацепили и более поздние «маяки». На перспективу специалисты Фонда затребовали, чтобы основным приоритетом для Украины было возобновление стабильности в финансовом секторе. Для этого Минфин обязался разработать план улучшения результатов финансовой деятельности и мониторинга «большинства государственных банков». Дефицит госбюджета на 2016 год не будет превышать 3,75% ВВП.
Приоритетом является и оздоровление НАК «Нафтогаз»: компания должна перейти на другую систему приобретения валюты — не из резервов Нацбанка, а на межбанковских торгах. Кроме того, до конца 2015 года Украина пообещала удержать дефицит энергетической компании на уровне ниже 3,1% ВВП. А до сентября правительство должно утвердить подзаконные акты, необходимые для применения нового закона о рынке газа.
Правительство также обязалось завершить переговоры с кредиторами о реструктуризации внешнего долга до конца сентября, то есть к выплате $500 миллионов по евробонду. Не ожидая срока, Министерство финансов направило обновленное предложение Специальному комитету кредиторов. Также на четверг в Лондоне на высшем уровне запланированы переговоры по этому вопросу, сообщила пресс-служба Минфина.
К слову, в канун этой встречи появились частичные сдвиги. «Конструктивная дискуссия с владельцами еврооблигаций государственного «Укрэксимбанка» в сумме $1,5 миллиарда завершилась согласованным репрофайлингом этих инструментов 8 июля. Кроме того, государственный «Сбербанк» предложил 6 июля согласованное предложение по репрофайлингу еврооблигаций на сумму $1,2 миллиарда, имея поддержку большинства в созданном для этой цели комитете кредиторов. Эти операции полностью совместимы с целевыми показателями долговой операции, которая осуществляется в контексте программы с МВФ. Мы достигаем определенного прогресса в общей реструктуризации суверенного долга, с целью завершить его как можно быстрее», — сказано в сообщении Минфина.
Невзирая на осторожный оптимизм, Украина не намеревается отказываться от намеченных целей и требовать от кредиторов списания 40% долга. Напомним, что на сегодня кредиторы согласились «забыть» только 5%. Поэтому правительство будет отстаивать эту «долговую» позицию уже завтра в Лондоне.
Между тем на выполнение условий получения очередного транша кредита МВФ осталось немного больше чем полтора месяца. Реально ли выполнить взятые обязательства в нынешней экономической ситуации? Об этом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИЙ
«КМУ НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА»
Андрей НОВАК, глава Комитета экономистов Украины:
— МВФ как организацию-кредитора интересует одно — платежеспособность государственного бюджета. Ведь предоставленные деньги включаются в общую сумму государственного долга. Именно поэтому Фонд указывает на статьи доходов и расходов бюджета, чтобы держать под контролем дефицит казны. Выдвинутые требования полностью реальны для выполнения. МВФ не выставляет непосильных требований. Потому правительству совместно с парламентом придется принять очередное «предложение». Ведь КМУ ничего не сделал для увеличения доходов бюджета.
Если бы правительство предложило реальные источники наполнения бюджета, то не было бы потребности увеличивать количество объектов на приватизацию или уменьшать дефицит НАКа. А так Украине придется выполнять большинство требований МВФ, иначе — не видеть транша. Нарушения сотрудничества с Фондом не допустят еще и потому, что без него опять будет волна девальвации, проблемы в банковской системе.
Теперь нужно не только выполнять написанное Фондом, но и принимать новую реальную налоговую реформу, чтобы остановить свертывание бизнеса. Пока еще правительство этого не понимает, чем и отпугивает предпринимателей, а последние — выводят капитал за границу. Нацбанк тоже никак не может найти курсовое равновесие.
«РЕШЕНИЕ МВФ — ПОЗИТИВНЫЙ СИГНАЛ, НО ЕГО НЕ ДОСТАТОЧНО»
Анна ДЕРЕВЯНКО, исполнительный директор «Европейской бизнес-ассоциации»:
— Предыдущая программа с Фондом вызывает у бизнеса больше позитива, чем негатива. Такое сотрудничество служит оптимистичным сигналом. Конечно, бизнесменам не нравятся ограничения на валютном рынке, которые согласовываются экспертами МВФ. Вопросы вызывает и дополнительный импортный сбор. Но для бизнеса намного важнее стабильность на валютном рынке и возможность планировать.
Очень положительно, когда бизнесу объясняют, что и в какой последовательности будут делать, например, когда глава НБУ Валерия Гонтарева приходит на встречи в ЕБА и отвечает на эти вопросы. Выдержит ли бизнес обновленную программу? Да. Ведь сотрудничество с Фондом — это шанс на улучшение ситуации. Представим, если бы МВФ не продолжил это сотрудничество?
С другой стороны, хоть решение МВФ и дает позитивный сигнал, но его не достаточно. Для бизнес-среды важно понимать, куда двигается экономика. За это отвечает правительство. Поэтому к нему есть ряд вопросов. В частности, бизнес ждет решительных шагов в борьбе с коррупцией, надеется на обновленную налоговую реформу. КМУ нужно продемонстрировать реальные шаги, которые повышают инвест-климат в стране.
Обновленная программа с Фондом влияет на нас хорошо, но это далеко не единственный фактор, который формирует решение инвесторов о том, инвестировать или нет в Украину. Для спокойной работы нужны нормальные, понятные, прозрачные правила игры.
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МВФ К УКРАИНЕ
• до 31 августа составить и утвердить перечень из десяти (раньше было 5) государственных объектов на приватизацию;
• обеспечить условия для полномасштабной деятельности Национального антикоррупционного бюро;
• возобновить стабильность в финансовом секторе;
• оздоровить НАК «Нефтегаз»: компания должна перейти на другую систему приобретения валюты — не из резервов Нацбанка, а на межбанковских торгах;
• завершить переговоры с кредиторами о реструктуризации внешнего долга до конца сентября.