«Во время встречи с бизнесом были большие ожидания, что Президент подаст в ВРУ законопроект о налоге на выведенный капитал. Я очень всех понимаю, и мне также досадно, что этого не произошло», — написал вчера на своей странице в социальной сети «Фейсбук» заместитель главы администрации Президента Дмитрий Шимкив о решении Петра Порошенко отложить внесение Законопроека о налоге на выведенный капитал.
Оказывается, отказаться от своих слов — напомним Президент трижды публично гарантировал бизнесу соответствующее налоговое новшество: на бизнес-форуме в 2017 году, на пресс-конференции две недели назад и позавчера на встрече с бизнесом, е-мейл от... МВФ.
«...Надо было начать диалог с МВФ, который является ключевым кредитором и международным партнером Украины, и программа сотрудничества с МВФ является важной для макростабилизации и проведения важных реформ», — объясняет Шимкив.
По словам заместителя главы АП, сначала позиция МВФ была «сдержанно-консервативной». Но после встречи с представителями АП и экпертами из Института будущего Фонд взял паузу на изучение законопроекта.
Шимкив пишет, что МВФ сначала положительно отреагировал на готовность сокращать государственный бюджет, как компенсатор внедрения НВК в течение первых лет (нам давно нужно это сделать, потому что расходы растут быстрее доходов). Но параллельно Фонд, якобы проводил консультации с бизнесассоциациями, членами которых являются международные транснациональные корпорации, часть которых активно выступает против НВК.
«В начале марта все работы были завершены. И на 7.03 было запланировано официальное внесение законопроекта в ВРУ. Накануне запланированной встречи мы получили жесткое письмо от МВФ (интересно, что среди адресатов вдруг появляются частные почтовые ящики правительственных чиновников, которые активно выступают против внедрения НВК, но это другая история)», — говорит Шимкив.
Чиновник, в подтверждение слов, опубликовал и скрин-шот самого письма от Фонда. Причины обеспокоенности все те же, о которых писали — «День» тоже, раньше, — возможный дефицит бюджета. Но вот «рекомендация» не включать законопроект о НВК в повестку дня с санкцией. «Таким образом, внесение этого предложения отдаляет нас от того, чтобы иметь возможность завершить пересмотр программы сотрудничества, которая ожидает утверждения. Поэтому мы настоятельно призываем вас не подавать этот законопроект в парламент», — говорится в письме.
Аргументы МВФ следующие: «Во-первых, НВК мотивирует акционеров отложить распределение прибыли или найти способы скрыть их через завышение стоимости других операций, тем самым избегая налогообложения, поскольку дивиденды распределяются на усмотрение акционеров. Во-вторых, не будет никаких преимуществ в простоте, потому что сложность необходимых правил трансфертного ценообразования приведет к осложнению (и склонности к злоупотреблениям) налоговой администрации, особенно потому, что правила трансфертного ценообразования должны строго применяться к очень широкому кругу операций. В-третьих, нет никаких доказательств кризиса корпоративной ликвидности, чтобы оправдать, что будет, в сущности, беспроцентной программой государственного финансирования, составляющего около 2% ВВП ежегодно. В-четвертых, объединение НВК с налогом на корпоративные активы не будет способствовать частным инвестициям. И в-пятых, в наших обсуждениях с бизнесом ставка налога на прибыль предприятий не упоминается как фактор сдерживания инвестиций. Зато недостаточное применение верховенства права и отсутствие защищенных прав собственности считаются ключевыми факторами при содержании инвестиций».
Одним словом, бизнес в шоке, Президент — в неудобном положении, Шимкив «получил на орехи». А все из-за того, что... еще в марте 2017 года Минфин привлек техническую миссию МВФ для анализа перспектив НВК. В результате этих консультаций, допускает в комментарии «Дню» эксперт Института будущего Анатолий Амелин, и была сформирована позиция, которая легла в основу письма от МВФ, которое опубликовал Шимкив.
«Начинаются какие-то внутриполитические игрища. Ведь мы говорим о том, что ликвидируем целый пласт бизнеса, который зарабатывает на оптимизации налогообложения. Минстерство финансов знает все конвертационные центры, которые работают в стране. Но тем не менее они и дальше работают», — говорит Амелин. Эксперт утверждает: в Украине есть огромное антилобби введения налога на выведенный капитал. И именно оно задействует все инструменты влияния на международные институты, чтобы сохранить свой «бизнес».
Амелин также отметил, что давление на Петра Порошенко в этом вопросе тоже неправильная позиция. «Президент не представляет ни одну из ветвей власти. Он имеет лишь право зконодательной инициативы. А задача Министерства финансов обеспечить выполнение этих инициатив», — говорит эксперт.