(Отзыв и комментарий на статью Натальи Билоусовой «Формула «альтернативной независимости» (День, 25 сентября)
Незабываемый Виктор Цой когда-то пел о «полях, на которых будут расти алюминиевые огурцы». Но немало современных «знатоков» аграрной тематики превзошли любимца молодежи несколько младшего поколения. Неудержимым потоком на поля Украины внедряют чудо-юдо культуру «рапс».
Но действительно ли в рапсе наше энергетическое спасение, или мы уже такие отсталые, что не заправляем наши автомобили биодизелем или таинственным «Био-100»? Так уж у нас повелось, что если что-то становится модным, то, как говорят у нас на Галичин, «нема на то ради». Так и с рапсом и его энергетическим использованием. Тема эта не нова и довольно исследованная, в публицистике и научных изданиях хорошо описана, разница только в том, что «рапсовый бум» даже в Восточной Европе прошел несколько раньше — пять-семь лет назад. Теперь у них наступило время серьезных разведок и обобщений. У нас же часто, опережая друг друга, без критического подхода пишут то о биодизеле, то об агротуризме или же о ветроэнергетике. Во всех этих вопросах есть свои «узкие места», или, как утверждают в популярном на Западе, но частично уже и у нас, SWOT-анализе: «слабины» и «угрозы». Часть из них «День» осветил в нашей публикации «Рапс — предвестник изменений» («День», 2008 г., 26 января). Чтобы не повторяться, отошлем читателей к ней.
Но стоит дополнительно отметить, что внедрение биотоплива не является такой простой проблемой. Есть целая группа предостережений, намного более серьезных, чем организационная структура Укрспирта, акцизные сборы или производственные дотации. Сначала о технических вопросах, которые кажутся на первый взгляд не такими уж сложными. Десятилетиями инженерная мысль и технический прогресс приспосабливали и развивали двигатели внутреннего сгорания исключительно под углеродосодержащие виды топлива, которые вырабатываются из нефти. Между первыми двигателями, дизельными или карбюраторными, и современными —целая пропасть технических нововведений и инноваций. Но важно запомнить — эти двигатели, их техническое решение, конструкция, система смазывания, буквально все создано именно для нефтепроизводных видов топлива.
Если у вас есть возможность — загляните в техническое описание имеющегося в наличии у вас автомобиля. Высока вероятность, что производитель даже специально предостерегает — «этот двигатель не создан для использования биотоплива или другого альтернативного топлива». Опыт подсказывает — первыми «сдаются» уплотнения и резиново-пружинные элементы. Хорошо, если нарушив это правило, вы потеряете гарантию на технический сервис, а что если потеряете автомобиль, или еще хуже — безопасность? Так, в европейских планах фиксируют значительную долю содержания биотоплива в энергетических балансах, но добавлять его больше 5–10% содержания бензина в заправочную горловину не решаются. Немногим больше «свобода» в биодизеле, но и там есть свои технические возражения. Свой голос против, не принимая во внимание экологическое самосознание, подают не только производители автомобилей, но и пользователи.
Возможно, с проблемой моторного топлива все решится самым неожиданным образом, чем мы этого ожидаем. На грани тысячелетий, когда, казалось, человечество уже все изобрело, что могло, наш почти земляк, известный экономист Йозеф Шумпетер, утверждал: «В отрасли технического прогресса был сделан гигантский шаг, и, кажется, остаются неосуществимыми незначительные достижения. Но это предположение глубоко ошибочно! Мы ни за что в мире не способны представить, какие еще возможности могут появиться». Ведь известный пример средневекового Парижа, который через Академию наук был готов выплатить довольно значительную премию за техническое разрешение проблемы утилизации лошадиного навоза (лошади были основным транспортом). Появление трамвая и автомобиля быстро сняло проблему с повестки дня.
Вторая важная проблема — экология. Здесь эта проблема имеет двоякое проявление. Сначала отметим, что на первых порах использования биодизеля ему пророчили будущее именно в «экологических» видах деятельности: лесничестве, рыболовстве, водном строительстве, обслуживании природоохранительных территорий. С выбросами здесь нет сравнения. Несколько раз нюхал воздух из выхлопной трубы трактора, который работал на производных рапсового масла — ну чисто запах жареных дерунов. Но экологические проблемы перемещаются в другие места и плоскости. Для примера — в одном из сел Львовщины летом имел место народный стихийный протест — люди выгнали мощные обрызгиватели известного инвестора не только из села, но и с полей. Потому что хорошо помнили последствия предыдущего. Это видимая часть. А что происходит с грунтом, подземными водами, жизненным комплексом пахотного слою? А как будет «сотрудничать» режим полумонокультуры с грядущими климатическими изменениями? Не густо с такими исследованиями, да и кто их профинансирует?
Как-то замалчивается, но при производстве всех видов биотоплива используется довольно много питьевой воды. А в результате загрязняется эта вода сложными органическими соединениями, химическими реагентами и остатками ядохимикатов. Кто бывал на спиртзаводах, знает их непревзойденный запах. Даже достаточно полезный глицерин, который выделяется при производстве биодизеля, становится значительной технико-экологической проблемой.
Третья и самая важная проблема, которую достаточно хорошо изложила Наталья Билоусова, — это соотношение продовольственного и энергетического использования продукции растениеводства. Здесь перемешены не только экономика и социальные вопросы, но и глубокая моральная дилемма. Мир, а особенно Европа, становятся все более «городскими». А сельскохозяйственных угодий становится все меньше. Если в 1950 году так называемое сельскохозяйственное население земли составляло почти 64% (при общем населении 2,5 миллиарда лиц), то в 2005 году оно сократилось до 40% (при общей численности жителей планеты 6,4 миллиарда лиц). Это привело к тому, что с 1960 до 2000 года на одного жителя уменьшился средний «сельскохозяйственный надел» с 0,44 га до 0,23 га. А прогноз до 2025 года выдает угрожающую цифру в 0,17 га. Это уже существенная опасность уменьшения потребительской корзины. Прибавьте к этому проблему питьевой воды.
Благоприятная социальная политика стала неотъемлемым атрибутом почти каждой власти. Даже откровенные тираны и тоталитарные правители не лишают себя удовольствия дать людям больше еды. Это вызывает все растущий спрос на продовольствие. Или при почти 1 миллиарде голодающих или живущих впроголодь жителей планеты мы станем заботиться о Мерседесе или Бентли с трех и больше литровыми двигателями? Есть в этом и хорошая доля экономики. Продовольствие дорожает. Спрос на продукты растет. Хорошо питаться начинает все больше людей. Это заставит переориентировать сельское хозяйство на производство продуктов питания. Разве что из нефти будем делать пищевые синтетические таблетки, а из пшеницы — биотопливо? Кажется, что энергетическое использование продуктов питания не имеет долговременной перспективы.
Все это наводит по мысль, которую пытался сделать главной в уже упомянутой «рапсовой» публикации. Рапс и его энергетическим использованием нужно заниматься, возможно это стоящее внимания направление аграрного производства на определенный период. Но делать это нужно профессионально, опираясь на уже существующие разработки, проработки и результаты. Пришлось мне видеть отечественные «новые» разработки и конструктивные разрешения прессов для выжимания рапсового масла — это же шаг на пятдесят лет в прошлое. Но раздувают щеки конструкторы, доказывают, что изобретенный ими подогрев пресса (на самом деле, это известно уже очень давно и успешно применяется) дает такой большой эффект. Смех и только. Эйфория и искусственное ускорение также здесь ни к чему. И не нужно бояться, что наше сельское хозяйство станет «сырьевым придатком», или же «ограничивать вывоз» семян или масла. Через это прошли все восточноевропейские страны: экспорт позволил освоить технологии выращивания, потом развилась сеть хранения, а после того и сформировалась современная система переработки. А из рапса многое можно сделать — от банального масла (которое наши северные соседи зовут постным маслом) до бумаги и динамита. Рапс все-таки действительно является предвестником изменений в сельском хозяйстве!