Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На досмотр — с хорошим настроением

24 июня, 2004 - 00:00


Существует интересная статистика. Ежегодно украинскую границу пересекает на 20% грузовиков больше, чем в предыдущем году. Приблизительно на столько же растет и количество граждан, которые путешествуют или едут в командировку. Сегодня — День работников Государственной таможенной службы Украины. Тарас КОЗАК руководит Западной региональной таможней. Он — самый младший из всех таможенных начальников по обе стороны украинско-польской границы. А недавно он назначен еще и заместителем председателя Государственной таможенной службы Украины. Возможно, это еще и потому, что его подразделение несет службу ближе всех к границам Евросоюза. И должно работать на уровне соседей. О том, как этого добиться, «День» и расспрашивал у таможенного генерала.

— Тарас, что нужно сделать, чтобы украинскую таможню невозможно было пройти, не заплатив соответствующей платы? Скрупулезно проверять каждого?

— Нет, это совсем не обязательно. Будущее нашей таможни — за аналитической работой. На границе невозможно проверять всех. Для этого нужен колоссальный штат и море времени. К тому же, большинство предпринимателей — законопослушные граждане, которые не вывозят запрещенное. Следовательно, это напрасная трата времени — выкладывать весь товар на землю, потом складывать его назад. Если бы мы так работали, то очередь выстроилась бы от Львова аж до Киева. Нужно проверять тех, кто уже дал для этого повод. Ведь основная работа должна проходить в кабинете, за компьютером. Можно же по документам отследить потоки товаров, их количество, каким путем до таможни товар доходит. У нас сформирована база данных, которая постоянно пополняется, и можно принимать решение о задержке той или иной машины еще до того, как она достигнет границы.

— А что является основным показателем деятельности таможни?

— То, как пополняет она государственный бюджет. За 2003 год мы собрали налогов на 400 миллионов больше, чем за предыдущий. За 5 месяцев нынешнего года тоже внесли в государственную казну на 27 млн. грн. больше, чем на это время прошлого года. Не обходится и без нарушений. Каждый день что-то происходит то на одном пункте пропуска, то на другом. За 2003 год возбуждено 101 уголовное дело на общую сумму 107,7 млн. гривен. Однако есть и противоположные примеры. Например, в прошлом году на День таможенника мы вручили нескольким львовским бизнесменам удостоверение лучших налогоплательщиков.

— Они смогут теперь без очереди пересекать границу?

— Нет, им предоставлено другое преимущество: они получили право обращаться напрямую ко мне или к моим заместителям с любыми вопросами. Кстати, и в этом году тоже будем награждать самых добросовестных. А для того, чтобы облегчить бизнесменам жизнь, даже открыли что-то вроде единого окна. В одном помещении, не бегая по инстанциям, можно будет по упрощенной форме подать документы на грузы.

— Однако это не спасло от того, что в первые дни вступления Польши в Евросоюз на границе было замечено большое скопление машин…

— Признаю. Мы были несколько не готовы. Правда, отреагировали: перекинули людей с пунктов пропуска, где больших очередей не было, сделали дополнительные полосы. Упростили контроль грузов. В этом существенно помогла Гостаможслужба Украины, отменив предуведомления и декларации.

Сегодня очереди уменьшились, время осмотра сократилось. И не только потому, что у нас есть договоренность с польской стороной об определенном для каждого пункта количестве пропущенных машин. Введена совместная работа пограничников и таможенников на одной стороне границы — украинской или польской. Это не только ускорило время пересечения границы, но и поставило преграды (однако на 100 процентов нельзя быть уверенным никогда) коррупционной деятельности, взяточничеству. Согласитесь, когда четверо людей из разных служб и стран проводят осмотр, договориться с ними практически невозможно.

— Отвечает ли глобальным переменам в Европе Таможенный кодекс Украины?

— Понятно, он уже отстает от требований времени. А самое главное, нуждается в обязательной поправке — разрешении таможенной службе проводить оперативно-поисковую деятельность. Во всех странах Европейского сообщества таможенники наделены такими полномочиями, а мы — нет. Даже в России, в Казахстане… Конечно, не каждый таможенник должен этим заниматься, а только специальное подразделение. А то мы ловим нарушителей, передаем дела в правоохранительные органы, а потом узнаем, что все напрасно. Но ведь понятно, что каждый нарушитель должен отвечать за содеянное согласно закону. В этом плане у нас есть проблемы и с судами. Например, везет иностранец 10 тысяч евро, не задекларировав эту сумму, причем на очень хорошей машине едет. Мы его задерживаем, передаем дело дальше. А суд ему эти деньги возвращает, потому что он подал справку, что якобы воспитывает нескольких детей и находится в тяжелых материальных условиях. Скажите, Европа с таким отношением к нарушителям будет на нас серьезно смотреть?

— Мастерство контрабандистов совершенствуется?

— Да. Но мы должны их опережать, повышать свой профессионализм. Недавно, например, для того, чтобы получить средства путем возмещения НДС, одна фирма перевозила через границу старую оргтехнику, а записала в документах — новое полиграфическое оборудование. И если бы таможенник не знал реального состояния дел украинской полиграфии — афера бы удалась.

— Теперь Евросоюз перестраивает новые границы. Совершенствуется ли в этом направлении и Украина?

— Наши границы тоже перестраиваются. Однако нормальное ли это явление, когда пункты пересечения находятся в ста километрах друг от друга, на всей границе, по большому счету, только пять переходов, тогда как расстояние между ними должно бы быть 20—30 километров. Поэтому сегодня речь идет о стратегии построения малых пунктов пересечения границы. Они позволят уменьшить нагрузки и расходов значительных не требуют. Предварительная договоренность об этом уже существует. А также есть деньги, два миллиона евро, на перестройку двух крупных пунктов пересечения границы — Ягодин и Рава-Русская. Причем свою деятельность таможенники не будут прекращать, просто рядом будут строиться новые дороги. Теперь это единственная реальная помощь Евросоюзу в перестройке границ. Все остальное — в планах.

При инициативе госадминистраций Львовской и Волынской областей сегодня определены будущие пункты пропуска. Два из них — на Волыни, однако они нуждаются в построении мостов, а это в четыре раза делает дороже проекты.

— А почему польских таможенников на границе вдвое больше, чем наших?

— На польских таможенников возложены такие полномочия, которых у нас нет. С 1 мая они начали контролировать людей, нелегально работающих на территории Польши, отслеживать нелегальных мигрантов, в том числе наших. Контролируют таможенники и производство, уплату акциза и сбыт папирос и алкоголя на территории страны, занимаются нефтепродуктами. И, конечно, в отличие от нас, — оперативно-поисковой деятельностью.

— Есть и другие различия между работой таможен в Украине и на польской стороне. У нас все машины были выстроены в равноправные очереди, а только пересекли границу — граждан стран Евросоюза выделили: для них нарисована на асфальте отдельная полоса. У меня сразу же возникло чувство неполноценности. Как будто кто-то без слов сказал: ты — человек второго сорта…

— И не одна вы так подумали. Поэтому на украинской стороне машины стоят на нескольких равноценных полосах, без исключений, а что уже за пределами нашей территории делается — не в моей компетенции.

Что касается отношения к нам таможенников-поляков, то оно стало более дружественным. У них теперь начальство в Брюсселе, однако все недоразумения мы решаем очень быстро, часто одним звонком.

— А еще граждане Евросоюза пересекают границу столько раз, сколько им заблагорассудится, а наши люди — строго по визе и вывозить им из Польши продукты — нельзя…

— А никто этого и не делал бы, потому что у нас продукты дешевле и не хуже по качеству. Вчера я специально наблюдал за тем, кто и что покупает на базаре. Поляки покупали яйца, сахар, даже бананы, которые, кажется, всегда мы везли из Польши, а теперь и они у нас — дешевле. Наши люди теперь увидят реальную выгоду от выращивания сельхозпродукции, смогут торговать по привлекательным ценам.

— Каким, на ваш взгляд, должна быть идеальная граница между двумя суверенными государствами?

— Гражданин должен подъезжать к границе с хорошим настроением, с чувством, что таможенник ему если не добрый товарищ, то приветливый знакомый. Конечно, котрабанда была, есть и будет. Однако не стоит всех путешественников причислять к этой категории нарушителей. Я хотел бы видеть граждан законопослушными и взвешенными, а таможенников — вежливыми и внимательными. И вообще у Швебеля есть выражение, которое мне нравится: «Соблюдение границ имеет смысл, когда другие делают то же самое». Этот закон человеческого сосуществования полезно помнить не только таможенникам.

Ирина ЕГОРОВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ