Впрочем, настроение украинских стражей границы не праздничное. Единого ведомства нет, так как его поглотила налоговая служба и теперь это — один департамент Государственной фискальной службы Украины (ГФС).
Накануне праздника парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики провел слушание по таможенным вопросам, где отчитывался заместитель председателя ГФС Украины Анатолий Макаренко. Дискуссия была непростая. Почему? Обо всем по порядку.
По словам Анатолия Макаренко, объединение государственной и фискальной служб в Минсдох было преступной ошибкой. В ходе этой реформы, по его словам, таможня потеряла ряд важных функций — например, борьба с контрабандой (ее отдали налоговой милиции) и пост аудит-контроль (передали налоговикам). Из 25 подразделений сделали одно, в лету кануло столь нужное для нормальной работы границы подразделение статистики и энергетическая таможня, которая бы делала невозможным появление аналогов компании «Ливел». Но хуже всего, говорит он, что разогнали действительно профессионалов таможенного дела. «В таможне сегодня работает 11,25 тысячи человек», — резюмирует он. По его словам, это крайне мало. Ведь с учетом ситуации в Крыму и на Востоке приходится чуть ли не ежедневно переставлять таможенников с одного таможенного поста на другой. «Это требует дополнительных затрат», — говорит Макаренко. Впрочем, на работе это не отражается, уверяет он. Мол, несмотря на все сложности, в 2014 году таможня собрала в бюджет 136,9 миллиарда гривен (+15,4%). И это при том, что в связи с аннексией Крыма недосчитались 1,8 миллиарда гривен, а из-за событий на Востоке — еще 3,5 миллиарда гривен.
РАСТАМОЖИВАНИЕ ПО «КОНТАКТАМ»
По словам руководителя профильного парламентского комитета Романа Насирова, больше всего раздражают бизнес расхождения при определении таможенной стоимости на границе. Отдельным фирмам позволяют растаможивать товар по ценам контакта, которые даже ниже индикативных (это ориентир для таможенного инспектора), продолжает он. Его поддержала депутатка от «Самопомочи» Татьяна Острикова, назвав Макаренко несколько компаний, которые, по ее мнению, имеют незаслуженные преференции на границе, и растаможиваются они преимущественно в Волынской области. «Разберитесь», — просит она и добавляет, что нужно создавать равные условия для всех на границе.
«По контракту таможенная стоимость определялась в 87% случаев, а 13% — это еще спорные моменты, о которых говорит бизнес», — апеллирует цифрами Анатолий Викторович. Он объясняет, что по большинству из названных фирм уже дал поручение своим подчиненным разобраться еще на этой неделе. Следовательно, просит подождать. Он добавляет, что поддерживает бизнес в желании идти через границу по первому методу (инспектор берет цены из контракта), но на пути стала, как ни странно, позиция ЕС. «У таможенных органов ограниченный круг инструментов для корректного формирования таможенной стоимости. Если Евросоюз начнет предоставлять нам информацию о движении товаров, исходящих оттуда, то цифру растаможивания по контракту можно довести до 99%. Но внутренние правила Евросоюза им запрещают предоставлять нам эту информацию», — объяснил заместитель председателя ГФС Украины. Если бы преодолеть эту преграду, то наполнения в бюджет выросли бы, а бизнесу было бы свободнее. Это уже очевидно на примере сотрудничества с Польшей, которая стала приятным исключением из общей практики с ЕС. Макаренко рассказал, что на личных связях ему удалось договориться с поляками о таможенных данных за 9 месяцев 2014 года. После сравнения их с украинскими, продолжает он, обнаружили расхождение в импорте польских товаров на 80 миллионов долларов. «Это контрабандный сегмент», — признает Макаренко. Сейчас таможня готовится к подписанию договора об обмене таможенной информацией с Беларусью и к его возобновлению с Молдовой. На упреки о неравенстве растаможивания добавляет — мол, уже подписан меморандум об индикативных ценах с 8 отраслевыми ассоциациями, которые упрощают процедуры прохождения границы. Но почему-то не все игроки рынка хотят этого «отбеливания», добавляет он.
КОНТРАБАНДА
Второй блок — борьба с контрабандой. Депутаты приводили разные примеры. В частности, по их данным, сигареты, которые по документам перемещаются транзитом через территорию Украины, сегодня массово остаются в стране без уплаты каких-либо налогов. Есть вопрос и по Восточной границе с Россией, начиная с угля и заканчивая водочными изделиями. «Контрафактный спирт как шел из России, так и идет через Луганскую область», — рассказывает «Дню» заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Сергей Мельничук.
Борислав Береза рассказал о другом контрабандном сегменте. Он привел эксперимент по приобретению нелегального оружия за рубежом. Заказ Березе доставили за несколько дней «в обход всех специализированных структур», которые должны были контролировать все въезды и выезды в Украину. «Это свидетельствует о том, что контрабанда оружия существует... Она огромная... В Киеве существует ее избыток. Оружие идет через Волынскую таможню, и это действительно проблема. Мы проводили дважды такой эксперимент, и оба раза успешно. Я лично покупал», — подтвердил нардеп. Макаренко пообещал как можно скорее инициировать собрание с участием силовиков и СБУ и перекрыть этот канал.
Запустить масштабную операцию «Антиконтрабанда» таможенникам мешает несколько вещей. «Таможня оформляет 98% всей документации в электронном виде, но 31 контролирующий орган не интегрирован в нашу систему, потому что у них нет ресурса», — объяснил Макаренко.
Несколько лет назад таможню лишили функции борьбы с экономической контрабандой, напомнил Макаренко. А все попытки отмотать ситуацию назад так ничем и не закончились. Следовательно, официально таможенники могут только следить за тем, чтобы при пересечении границы не было админнарушений.
Конечно, стражи границы могут увидеть контрабанду с помощью мобильного сканера (их на всю Украину всего 11), но согласие (читай финансы) на увеличение их численности на этот год правительство так и не дало. Хотя на это нужны не такие уж и большие средства. По словам главы ГФС Украины Игоря Билоуса, один сканер стоит 2–3 миллиона долларов (без установки). На один пропускной пункт нужно минимум два сканера, добавляет он, а на большой — четыре. В целом для оборудования границы сканерами нужно минимум 50 миллионов евро. Но их нет в бюджете. Возможно, продолжает Билоус, удастся договориться в рамках частно-государственного партнерства со Всемирным банком о нескольких десятках миллионов евро на эти цели.
КОРРУПЦИЯ
Третий блок — взятки. Эта проблема есть, говорит первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий.
Макаренко попытался объяснить, намекая на засилие контролеров на границе: «Берут: 50 гривен санэпидеминспекции, 100 гривен фитосанитарам, 50 гривен экологам...». Но он не успел закончить, так как его «дополнили». «И 50 долларов таможенному посту...» — говорит депутат профильного комитета Михаил Кобцев.
Действительно, взяточничество среди таможенников еще есть, признает Макаренко. Но почему оно так «туго» искореняется, нужно разобраться. Одна из самых главных причин, по его мнению — низкие заработные платы. Если мимо тебя каждый день проходят миллионы и миллиарды гривен, то возникает большое искушение, говорит он.
Журжий предлагает сделать конкурсы по отбору персонала в таможню открытыми и больше привлекать туда общественность.
«День» поинтересовался у Билоуса, почему государство не увеличивает социальный пакет таможенникам, чтобы застраховать их от коррупции? Пожимает плечами — мол, ходатайствовали перед КМУ, предлагали цифры, но не дали! «Мы предлагали. Нам не дают...» — оправдывался в комментарии «Дню» Игорь Билоус.
Между тем планы сборов для таможенников растут: в 2015-м им нужно дать 178 миллиардов гривен. Будут ли они? «Конечно», — отвечает заместитель председателя ГФС Украины Макаренко. У бизнеса и рядовых украинцев вопрос: какой ценой? Увеличивая таможенную стоимость? Или устанавливая 10% импортный сбор, который по аналогии с 13% автомобильного импортного сбора может наоборот снизить поступление в бюджет?