Парки городского транспорта украинских муниципалитетов должны пополнить 376 новых трамваев и троллейбусов. Обновление произойдет за счет техники со степенью локализации не менее 80%. Также будет куплено 4200 автобусов. Такие планы днями озвучило Министерство инфраструктуры. Конечно, это количество может решить проблему изношенности городского транспорта только отчасти — большая часть работает свыше норматива, а это тысячи единиц.
На сегодняшний день более-менее обновлен парк городского транспорта тех городов, которые принимали чемпионат Евро-2012. Перед его проведением Кабмин обязал городские власти закупить у «Львовского автобусного завода» 1500 автобусов и 500 троллейбусов на сумму 3,5 млрд грн. Правда, даже у них все равно заменен далеко не весь транспорт. Даже в «зажиточной» столице, если говорить о трамваях, только три десятка из около 400 штук являются новыми, подавляющее же большинство требует замены.
Другие муниципалитеты обновляют парк городского транспорта довольно медленно — чиновники жалуются на дороговизну транспорта и отсутствие достаточных средств в местных бюджетах. Новый троллейбус стоит около 2 млн грн, трамвай — более 10 млн грн. Поэтому имеющиеся в наличии средства городские власти предпочитают направлять на капитальный ремонт транспорта. К примеру, капитальная реконструкция трамвая с заменой ходовой части и электроники обходится где-то в 400 тыс. грн, а срок эксплуатации машин, как уверяют ремонтники, увеличивается на 10 лет. Ремонт основных узлов и агрегатов, замена мостов, электропроводки, обновление салона троллейбуса обходится дешевле — где-то в 150 тыс. грн.
Раньше городские власти многих украинских городов активно покупали б/у транспорт из Европы. К примеру, в Тернополь из Чехии привезли два троллейбуса, каждый по 150—300 тыс., Луцк купил в Польше 10 троллейбусов по 65 тыс. грн за каждый.
Впрочем, и в первом, и во втором случае часть денег налогоплательщиков может перекочевать в карманы коррупционеров. Ведь проверить объективность стоимости б/у деталей сложно, да и с ремонтом дела обстоят сложнее. Не удивительно, что периодически здесь возникают скандалы. Скажем, был даже депутатский запрос в генпрокуратуру Германии в связи с тем, что Днепропетровск взял кредит на покупку немецких б/у трамваев 1978 года выпуска. Одного из народных депутатов интересовало, нет ли здесь подвоха: мол, не было ли это с немецкой стороны оформлено как утилизация, не отдали ли на самом деле трамваи бесплатно?
В Европе утилизация стоит дорого, и в 2007 году швейцарский Цюрих даже передал Виннице бесплатно 116 списанных трамваев. Примеру своего винницкого коллеги Владимира Гройсмана, по просьбе которого Швеция подарила городу технику, два года назад решил последовать и городской глава Полтавы. Александр Мамай отправил письма мэрам 73-х европейских городов с просьбой подарить троллейбусы.
Подарки друг другу делают и украинские города. Киев, например, подарил в прошлом году Житомиру пять троллейбусов. Но все-таки в основном все стараются хоть что-то заработать. Недавно депутаты Киевсовета разрешили КП «Киевпастранс» списать и продать около 200 старых автобусов и троллейбусов, приобретенных для города с 1979 по 2008 годы.
Даже очень старую технику готовы покупать маленькие города — у них много машин совершенно недееспособных. Алчевск, к примеру, из-за критической ситуации с обновлением транспорта решил идти на крайние меры — списать несколько наиболее изношенных троллейбусов и сдать их на металлолом, чтобы купить тоже подержанные, но в лучшем состоянии.
Есть у городских властей еще надежда на крупные предприятия и политиков. Скажем, в Запорожье почти миллион гривен на капитальную реконструкцию двух трамваев и одного троллейбуса выделил «Мотор Сич». И городской голова Александр Син просил другие предприятия города присоединиться к работам по обновлению транспортного состава.
Но главные надежды муниципалитеты возлагают на центральные власти — надеются, что те частично профинансируют покупку городского транспорта из госбюджета. Пока муниципалитетам приходится обходиться своими силами. Кременчуг, скажем, за 13 новых троллейбусов производства ЛАЗа обязался напрямую производителю заплатить лишь около 7 млн грн, а 25 млн грн оплатили облигациями.