Реализация норм «семейно-фермерского» закона обеспечит представителям мелкого аграрного бизнеса расширение возможностей при формировании направлений своего развития, отметил заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Леонид ТУЛУШ.
По его словам, речь идет в первую очередь о возможности перевода своей полулегальной деятельности, лишенной надлежащей поддержки со стороны государства, на цивилизованные рельсы и привлечении к бюджетным программам, направленным на стимулирование развития аграрного сектора и повышение уровня социальной защищенности лиц, работающих в отрасли.
Несмотря на то, что налоговая нагрузка на новосозданные семейные фермерские хозяйства (СФХ) из числа высокотоварных хозяйств населения вырастет — по сравнению с их нынешней практикой существования без соответствующей предпринимательской регистрации, законодательное новшество открывает новые перспективы для субъектов аграрного микробизнеса, считает эксперт.
По его мнению, нынешние лояльные налоговые условия функционирования так называемых личных хозяйств населения, определенные подпунктом 165.1.24 пункта 165.1 статьи 165 Налогового кодекса Украины, которые предусматривают освобождение от налогообложения доходов от реализации сельхозпродукции, выращенной на собственных «товарных» землях площадью до 2 гектара, на самом деле только сдерживают их развитие, усложняют налоговое администрирование в секторе аграрного микробизнеса и существенно снижают фискальный потенциал сельских громад.
В этом контексте обеспечение прозрачных условий налогообложения, по которым размер налоговых обязательств является фиксированным и зависит только от нормативной денежной оценки имеющегося земельного участка, предусмотренное «семейно-фермерским» законом, является важным — хотя и не последним — шагом на пути формирования в Украине цивилизованного микрофермерства, заметил Леонид Тулуш.
Положениями «семейно-фермерского» закона предусмотрено, что предпринимательская трансформация будет касаться только тех хозяйств населения, которые обрабатывают свыше 2 гектаров «товарных» сельхозугодий, объяснил он. Для хозяйств, которые используют земельные участки меньшей площади, имеющиеся преференции сохраняются. Соответствующие нормы будут применяться параллельно и определять налоговые условия в зависимости от масштабов сельскохозяйственной деятельности субъекта аграрного микробизнеса.
По расчетам ученых Института аграрной экономики, целесообразность предпринимательской трансформации в соответствии с положениями закона появляется в первую очередь в СФХ плодово-ягодного и овощного направлений, а также молочного направления в животноводстве.
Для остальных животноводческих направлений — учитывая имеющийся в настоящее время необлагаемый минимум животноводческих доходов в 50 МЗП (186 тыс. грн) — такая трансформация является экономически нецелесообразной. Неуместной она также будет и для хозяйств сугубо зернового направления, так как имеющаяся налоговая нагрузка для них будет обременительной.
Среди позитивных моментов принятого Верховной Радой законодательного новшества отдельно следует выделить установление льготного порядка уплаты единого социального взноса (ЕСВ), обязательства по которому — при стандартном механизме производства — были бы слишком обременительными для СФХ. Положениями «семейно-фермерского» закона, в частности, предусмотрен стимул в виде возможности приобретения пенсионного стажа участниками НФХ по «льготной цене» — учитывая льготный порядок уплаты ЕСВ в первый год функционирования, что будет составлять всего 10% от стандартного размера взноса, то есть 82 грн в месяц. Это может быть существенным побудительным мотивом для предпринимательской трансформации части высокотоварных СФХ, особенно тех, возраст членов которых является предпенсионным, а имеющегося пенсионного стажа не хватает для назначения пенсии по возрасту в установленные сроки, подчеркнул эксперт.
Вместе с тем, ученый отмечает, что принятие «семейно-фермерского» закона — это лишь очередной шаг на пути формирования действенной системы финансовой регуляции развития сельхозпроизводства в сегменте микрохозяйств, направленный на создание прозрачных и стабильных условий налогообложения, а также исключение возможности формирования избыточного налогового давления на новосозданные СФХ.
Последующее развитие СФХ в Украине предусматривает, с одной стороны, концентрацию государственной финансовой поддержки именно на этих субъектах агропромышленного производства, а с другой — усиление требований к безопасности сельхозпродукции, которая ими производится, и государственное содействие в подтверждении ими соответствия соответствующим требованиям.
«Производство сельхозпродукции в Украине должно стать бизнесом, который, с одной стороны, обеспечивает достаточные и стабильные объемы доходов сельским жителям, выбравшим данный вид деятельности в качестве основного, а с другой — формирует достаточные объемы налоговых поступлений в бюджеты местного самоуправления по месту такой деятельности для обеспечения надлежащего качества условий проживания в них» — резюмировал Леонид Тулуш.