«Нафтогаз України» направил «Газпрому» письмо о пересмотре условий контракта на транзит газа с ЕС. Как рассказал председатель правления украинского госхолдинга Андрей Коболев, речь идет об объемах и условиях поставок голубого топлива. «На этой неделе мы направили письмо в ОАО «Газпром» с требованием изменить транзитный контракт. Этот процесс начат», — сказал он. Одним из элементов изменения, объяснил Коболев, является обновление методики учета газа, где он будет учитываться, как это будет контролироваться. Впрочем, все предложения украинской сторонни он не назвал. Напомним, что ранее Украина постоянно критиковала контракт от 19 января 2009 года из-за отсутствия в нем гарантий со стороны российского монополиста об объемах транзита и условия «бери или плати».
Это событие совпало во времени с еще одной важной энергетической инициативой, прозвучавшей 24 июля в Брюсселе во время встречи министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана и вице-президента Еврокомиссии, комиссара ЕС по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера. «Стороны договорились создать рабочую группу с целью оперативного взаимодействия по газовым вопросам. Украина и Европейская комиссия договорились начать работу для совместного мониторинга потоков природного газа по территории Украины. Для этого в ближайшее время будет подписан соответствующий документ», — говорится в сообщении по итогам брюссельской встречи. Поэтому эти два события полностью вписываются в единую цепь. Что он принесет Украине? Об этом «День» спросил у президента Центра глобалистики «Стратегия ХХИ» Михаила ГОНЧАРА:
— Сейчас сложилась уникальная ситуация: Украина может изменить схемы приема и передачи транзитного газа, который идет через ее территорию в ЕС. Изменение значит, что передача голубого топлива будет на украино-российской границе, а дальше уже Украина будет передавать его ЕС. У нас появился уникальный шанс избавиться от архаичной советской модели транспортировки газа, которая, несмотря на распад Советского Союза, продолжает существовать в Украине. В настоящий момент открылось окно возможностей решить этот вопрос. Что это дает нашей стране? Во-первых, из категории де-факто транзитера газа реально превращаемся в него де-юре. Ведь несмотря на постоянные заявления, что Украина — транзитер, полноценный статус на международной арене она не получила. Во-вторых, есть возможность не только продавать голубое топливо на восточной границе, но и принимать его от европейских коллег. Для нас это 100% выгодно, но безоблачного воплощения этого проекта не будет. «Газпром» был и остается против такого варианта. Его поддерживают европейские газовые партнеры, потому что для них уже действует отработанная модель поставок газа из России. Если же на уровне Еврокомиссии обещание Оттингера воплотится в виде отдельной энергетической директивы, то у союзников «Газпрома», которыми выступают частные европейские компании, не будет другого выбора, как изменить механизм поставок. Во времени это не будет быстрым процессом. Кроме юридическо— правовой части оформления такого решения, существуют еще и техническая. Если точнее, то нужно оборудовать пункты входа газопроводов газоизмерительными станциями, которые будут проводить прием и передачу газа в ЕС. Таких газоизмерительных станций на границе с Россией пока нет, потому что раньше находились противники этого в КМУ. Подводя итог, можно сказать: украинская сторона наконец осмелилась изменить архаичную схему перекачки российского газа, а Европа осторожно демонстрирует желание перейти от роли пассивного наблюдателя до участника трехстороннего энергетического диалога. Похоже, что ЕС начинает мыслить категорией идентификации Украины как части европейской энергосистемы.