Национальный банк Украины отменил ограничение на валютные переводы для физических лиц. Постановлением правления НБУ №449 от 28 июля отменена норма об ограничении в 15 тысяч гривен для переводов иностранной валюты без открытия счета, а также — о переводах с текущего счета на сумму в пределах от 15 тысяч до 150 тысяч гривен в месяц в эквиваленте. Кроме того, этим постановлением НБУ ограничил выдачу банками наличности своим клиентам (через кассы и банкоматы) до 150 тысяч гривен в сутки. Постановление вступает в силу со дня его опубликования. Зачем нацрегулятору такие решения? Как они отразятся на работе рынка в целом? Об этом «День» спросил у экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:
— Принятые решения указывают на либерализацию курса НБУ и денежных отношений, которые нацрегулятор осуществляет. Хотя я не понимаю, почему они происходят именно сейчас, когда, наоборот, нужно вводить ограничительные меры, которые предупредят дальнейшую девальвацию гривны. Снятие валютных ограничений повысит спрос на иностранную валюту, а следовательно, — будет усиливать ослабление гривны. А ограничение выдачи клиентам 150 тысячами в сутки вообще никоим образом не отразится на статистике сокращения депозитов — слишком крупная сумма для физических лиц. Правда, фактором дестабилизации она может быть. По моему мнению, НБУ опоздал с ограничениями по снятию наличности клиентами. Это нужно было делать раньше и предельное ограничение устанавливать на уровне 16 тысяч гривен. Возможно, — это такие неофициальные требования МВФ для предоставления очередного транша. Но НБУ в настоящий момент нужно не их вводить, а как можно быстрее реформировать кредитную политику. В настоящий момент Нацбанк не ограничен ничем в методах своей работы по кредитованию. В то время как правительство действует исходя из целого ряда кодексов. Поэтому НБУ нужно принять Монетарный кодекс, куда включить четкие монетарные параметры, за пределы которых он не может выходить, как ведущих денежно-кредитной политики.
Александр САВЧЕНКО, бывший заместитель председателя НБУ (1991—1992 и 2005—2009), заместитель министра финансов Украины:
— Ликвидация ограничений валютных переводов — это первый правильный шаг, за который я могу похвалить руководство НБУ за все пять месяцев. Подобной практики нигде в мире не было, кроме нас. А вот легализация ограничений на снятие наличности оцениваю негативно. Если они будут длиться не более недели, то еще можно с этим смириться. Однако если будут иметь долгосрочное действие, то это приведет к усилению тенденции оттока вкладов из банковской системы. А в целом эти шаги — не то, чего ожидает рынок от НБУ. Пока надежды не оправдываются, потому что валютный курс опять «просел» из-за отсутствия адекватной монетарной политики у регулятора и из-за несогласованности действий провластного большинства в парламенте. Я бы сказал, пока мы видим со стороны НБУ один шаг вперед и два назад.
Александр ОХРИМЕНКО, президент Украинского аналитического центра:
— Ликвидация валютных ограничений — это требование МВФ и одно из условий ратификации соглашения о ЗСТ с ЕС. Ограничение же выдачу наличности — это признание НБУ проблемы банковской ликвидности. Во втором квартале 2014 года в ряде крупных банков показатель N2, свидетельствующий о возможности финучреждения своевременно рассчитываться со всеми клиентами, был меньше норматива, то есть в банковской системе существенно снизилась ликвидность. Именно поэтому НБУ и ограничил выдачу денег 150 тысячами гривен, и данная норма касается как юрлиц, так и физических лиц. То есть НБУ фактически ограничивает движение денег. Это поможет повысить ликвидность банковской системы. Хотя это и авральный способ решения проблемы, но другого варианта нет. По итогам первого полугодия из банковской системы забрали 42 миллиарда гривен, 7 миллиардов долларовых вкладов, а количество наличной гривны выросло на 30%. Теперь темпы снятия депозитов уменьшились, но количество желающих вкладчиков забрать свои деньги существенно увеличилось. В настоящий момент ряд крупных банков только отдает проценты, а тело депозита предлагают переоформить. Чего ждет рынок от НБУ? Первое — валютных интервенций на межбанке и обеспечения стабильность курса гривны. Второе — ввести специальные валютные аукционы для валютных заемщиков. Третье — запустить систему рефинансирования банков, но без залога.
Владимир ЛАНОВОЙ, бывший министр экономики Украины:
— Больше всего меня беспокоит ограничение выдачи наличности. Следствием может быть уменьшение вкладов разного типа и рост недоверия вкладчиков к банкам. Когда вкладчик кладет деньги в банк, то ему не говорят, что будут какие-то ограничения. Это неадекватное решение, которое, надеюсь, будет временным. Оно больше будет касаться юридических лиц и может создать проблемы в расчетах.