В этом году посевная кампания на Винничине стартовала раньше, чем в прошлом году. Поскольку зима была теплой и бесснежной, уже с первых дней марта аграрии начали сев ранних яровых зерновых и зернобобовых культур, чтобы «захватить» влагу. Не повлияли на ход кампании и карантинные мероприятия в области. Департамент агропромышленного развития, экологии и природных ресурсов Винницкой ОГА выдвинул единственное требование к сельхозпроизводителям — обеспечить своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также придерживаться инструкций относительно дезинфекции во время любого сельскохозяйственного процесса.
Как рассказывает директор агрофирмы «Ольгополь» Павел КАЛЕНИЧ, форс-мажоров во время кампании не возникало. О семенах, удобрениях, топливе и технике для проведения комплекса весенних полевых работ в хозяйстве позаботились еще с прошлой осени, сразу после сбора урожая. Те аграрии, которые не успели приобрести семена и удобрение с осени, потратили на посевную на 10—15 % больше в сравнении с прошлым годом. Ведь достаточно ощутимо выросли расходы на средства защиты растений, которые в значительной мере поставляются из Китая. Такая же ситуация и с семенами. Ситуацию немного смягчило то, что цены на горючее снизили, в частности, на дизтопливо.
«В целом в этом году темпы посевной кампании достаточно высоки. В нашем хозяйстве мы уже завершили все посевы. Ведь главная цель была — «захватить» продуктивную влагу в почве, которая стремительно теряется из-за высокой температуры воздуха, ветров и отсутствия продуктивных осадков. Вообще главный вызов для сельхозпроизводителей на сегодня не пандемия, а критически низкий уровень влаги в плодородном слое почвы. Из оптимальных 210—240 мм реально уровень влаги составляет от 80 до 100 мм, то есть менее половины от минимума, — отмечает Павел Каленич. — Я работаю на земле уже много лет, 30 из них — руководителем, но впервые этой зимой не видел снег. А это значит, что земля не накопила продуктивной влаги. Грунтовые дороги на поле вообще были сухие, запас воды — мизерный, и с ним мы вышли сегодня в весну. С осени озимая у нас красивая была, а сегодня она в критическом состоянии. Нормального дождя еще не видели (в апреле выпало 0,5 мм осадков, а в марте — 20 мм). В соседней Одесской области ситуация еще хуже. Недавно я ездил в Одессу и по дороге остановился посмотреть на поля. Что сказать? Больно было смотреть на те посевы, которые с осени были такие славные, а теперь пшеница похожа на траву.
Для того чтобы иметь хороший урожай — а это продовольственная безопасность — нужно иметь семена. Им аграрии обеспечены, потому что в соответствии со сроками провели и проводят посевную. Дальше нужны технологии, чтобы защитить растения от сорняков, болезней, вредителей. И они есть. Но самый главный фактор, как для любого живого организма — это фактор влаги. Человек не проживет без воды и растение также. Без влаги оно не может развиваться. И если неделя, максимум две на юге Украине не пройдут дожди, озимый клин вряд ли даст урожай.
Досадно, что нынешняя власть не хочет обращать внимания на такие вызовы и на село в целом. Сегодня мы имеем сложные природно-климатические условия, на моей памяти таких еще не было. И в период пандемии, мирового кризиса, который надвигается, мне кажется, что власть наоборот должна была бы подставить плечо тем, кто кормит. Но она уничтожает даже те капли доверия, которые были, принимая не подготовленный закон о рынке земли посреди ночи».