Н а этой неделе пришло время во второй раз выдавать «новую» пенсию. Корреспонденты «Дня» решили пообщаться с пенсионерами именно в тот момент, когда они получали пересчитанные по специальной формуле суммы в одном из отделений киевской почты. Стоит сказать, что желающих поделиться наболевшим оказалось немало. О том, что пенсии нужно начислять «по заслугам», говорили все. Основными критериями «заслуженности» называли количество проработанных лет, сложность выполняемой работы, а также наличие права на льготы (по инвалидности, чернобыльские, вредность производства). В неторопливом разговоре они бережно «взвешивали» прожитые годы, а полученные у кассира деньги воспринимали как оценку качества своей трудовой жизни.
Юрию Александровичу Поповичу недавно исполнилось семьдесят, его трудовой стаж — 45 лет. Большую часть жизни он был водителем пассажирского и грузового транспорта. В молодости Юрий Александрович работал слесарем на железной дороге, а перед пенсией — слесарем теплосети. Трудиться он начал в четырнадцать лет в паровозном депо «Дарница», а в шестнадцать уже получил первый разряд. «Думал, что большие пенсии будут получать те, кто имеет большой стаж. А оказалось — все обман. Сейчас мне прибавили к пенсии 17 гривен, — говорит Юрий Александрович. — Я коренной киевлянин, пережил оккупацию, голод, разруху... Я не выдающийся человек, но размер пенсии — насмешка».
Алла Яковлевна Бровченко имеет два высших образования — закончила в театральном режиссерский и актерский факультеты. Тринадцать лет была актрисой, а потом стала режиссером на телевидении, готовила программу «Киев и область». С 1985 года — на пенсии. Тогда ей платили 132 рубля, максимальную по тем временам сумму. «Сегодня же я получила 156 гривен, — говорит Алла Яковлевна. — Мой трудовой стаж — 37 лет. Я хочу выяснить, насколько правильно мне начислили новую пенсию. Поеду на свою бывшую работу, на телевидение, и попрошу бухгалтера все правильно мне посчитать. Я не знаю, откуда взялись суммы средних зарплат по стране. Как они считали среднегодовые заработки? Никто не получал в советские времена таких больших денег. В 80-е годы только министры имели по 400 рублей. Я же была не просто режиссером, а режиссером первой категории....»
Нелле Евгеньевне Богачевой — шестьдесят пять. Она инвалид II группы, а ее трудовая биография — «длиной» в 43 года. Шесть лет — возле печи на хлебозаводе, десять — старшим продавцом в киевском универмаге «Украина», столько же — штукатуром на стройке, остальные — билетным кассиром. Когда уходила на пенсию, ей назначили «сумму» в 60 гривен. В минувшем году получала 109 гривен, теперь — 114 гривен, так что «добавка» составила всего 5 гривен. «Я не могу узнать о том, как именно посчитали мою пенсию. Я инвалид и не в состоянии выстаивать длинные очереди. Я посмотрела таблицу, и вижу, что названные суммы средних годовых зарплат — завышены. Мои заработки оказались ниже «средних», так что идти что- то выяснять — бесполезно».
А вот Надежда Александровна Коваль рассказала, что неделю назад в собесе получила номерок с указанием дня и времени назначенного ей приема. За номерком пришлось стоять в очереди довольно долго. Теперь ей нужно снять ксерокопии с трудовой книжки, паспорта, идентификационного кода, взять справку о зарплате за два последних года. Надежда Александровна уже девять лет на пенсии, но продолжает работать на вредной для здоровья работе — в метро. Пока ей добавили к пенсии лишь пять гривен, однако она ожидает получить дополнительно намного больше. «У меня сейчас зарплата — 700 гривен, поэтому я понесу документы на перерасчет. Тем, у кого зарплата меньше 500 гривен, ничего не добавят. Некоторые из работников метрополитена уже имеют пенсии и по 500, и по 900 гривен», — поделилась информацией Надежда Александровна.