Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Налоги — крестьянам, письмо — ГПУ, молоковозы — коровам

Наконец головы сельсоветов увидели хотя бы намек на разрешение проблем, с которыми они до сих пор были один на один
25 мая, 2009 - 20:09
«РАЗНОУРОВНЕВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ» / ФОТО ДМИТРИЯ КОМАРОВА

Премьер-министр Юлия Тимошенко взялась за проблемы крестьян. В субботу она провела, по ее словам, «самое важное совещание в жизни», собрав в Киеве глав сельских и поселковых советов, чтобы поговорить о социально-экономическом развитии сельских населенных пунктов.

Во время выступления премьер-министр внесла несколько предложений, которые, как говорят селяне, назрели уже давно и не первый год обсуждаются в их кругах. Только удивляются, почему же об этих вопросах на правительственном уровне вспомнили только сейчас, а не хотя бы накануне этого тяжелого бюджетного года?

Итак, Юлия Тимошенко в своем выступлении упомянула, что главы сельсоветов находятся под давлением прокуратуры и пообещала в ближайшее время направить в ГПУ письмо с требованием прекратить преследование сельских голов, а также проверить сельсоветы и фермерские предприятия. Еще премьер предложила создать Ассоциацию глав сельских и поселковых советов. Поможет ли это в решении насущных проблем села — трудно сказать, но теперь и у них будет своя организация. Участников совещания больше заинтересовали другие предложения, например, касавшиеся изменений в Бюджетный кодекс, которые Юлия Тимошенко хочет провести через парламент уже в ближайшее время. А в течение ближайших трех лет правительство планирует перейти на практику, в соответствии с которой в местных бюджетах будет оставаться 100% налогов с доходов физических лиц. Представители местного самоуправления такое предложение, бесспорно, поддержали, вот только в его реализации засомневались. Также скепсис кое у кого вызвали более конкретные предложения премьера, например, о государственных молоковозах японского производства, которые будут собирать молоко у крестьян по повышенным ценам...

К сожалению, слово представителям сельских и поселковых советов так и не дали. Во всяком случае, в прямом телевизионном эфире. Но аграрии благодарны уже хотя бы за возможность пообщаться друг с другом. И за то, что почувствовали внимание к себе с боку власти. С этой точки зрения совещание Тимошенко, которое очень уж смахивало на пиар-акцию, было не только удачным для нее, но и полезным для селян.

Юлия Тимошенко полушутя сравнила свое совещание с главами сельских и поселковых советов по значимости в истории украинского крестьянства с отменой крепостного права. Настолько ли важным оно показалось самим головам и представителям местного самоуправления? И что не учла Юлия Тимошенко? Мы спросили у тех, кто лучше всего знает ответы на эти вопросы.

Айдер СЕЙТОСМАНОВ, советник по региональному развитию Программы развития и интеграции Крыма ПР ООН:

— Главная беда постсоветского села — пассивность его жителей, воспитанная коммунистическим режимом, ожидание того, что вот придет сельский голова и все нам сделает. В селах у нас практически не было того, что называется громадой — активного сообщества патриотов своего села, готовых работать ради того, чтобы украсить его, чтобы изменить в нем стиль жизни. Все охотно готовы решать проблему о том, какой быть власти в Киеве, в то же время не знают, как подступиться к проблеме устройства собственной улицы. С 2002 года в Крыму внедряется международный опыт пробуждения и активизации громад. В этом направлении успешно работает Программа развития и интеграции Крыма при Программе развития ООН (ПРИК ПР ООН). Мы делаем это через реализацию проектов обустройства сел Крыма. Но дело обстоит так, что мы даем деньги не на развитие инфраструктуры села, хотя внешне это так и выглядит, а делаем вклад в пробуждение и активизацию сельских громад. Например, сельчане того или иного села хотели бы построить водопровод. Мы проводим там несколько собраний громады, проводим тренинги для активистов, обучаем приемам и методам самоорганизации и самоуправления, изучаем основы права в области местного самоуправления. Параллельно создаем проект реформирования системы водоснабжения, который нужен сельчанам. Финансирование проекта начинаем только тогда, когда станет абсолютно ясно: сельчане готовы сами вложить половину средств, более того — они уже состоялись как настоящая громада, когда уже определились авторитетные лидеры и есть уверенность, что люди смогут управлять реализацией проекта и его развитием в будущем.

С 2002 года в Крыму реализовано более 400 таких проектов по селам и около 100 проектов по школам. Таким образом, деятельностью ПРИК ПР ООН мы сформировали активные жизнеспособные громады примерно в 500 селах Крыма. Люди в них своими руками изменили жизнь к лучшему — построили водопроводные системы, ФАПы, школы, другие объекты и управляют их развитием. По нашей программе для реализации этих проектов использовано порядка восьми миллионов долларов, причем половина этих средств собрана самим громадами. Что касается донорских средств, то они привлечены через донорские агентства Канады, Турции, Швеции, Швейцарии, других стран.

Татьяна МАРЧЕНКО, Машевский сельский голова, Любомльский район на Волыни:

— Предложение участвовать во Всеукраинском совещании по вопросам развития сельских населенных пунктов для меня было неожиданным, потому что полагаться на политические силы не привыкла. Я на должности сельского головы уже второй раз. Годы на этой работе принесли не только опыт, но и в некоторой степени разочарование. Как государство заботится о селе? Но если мы сами в селе о нем не позаботимся, то мало что изменится. Вот недавно мы открыли, потому что была очень большая потребность, дополнительную группу в детсаду. У власти на это средств не нашлось, поэтому я на свой страх и риск взялась за дело. Ремонт сделали своими силами, очень поддерживали родители, да и спонсоров удалось найти. Также собственными силами мы обустроили мемориальный уголок в селе, где была усадьба родителей известного польского писателя Болеслава Пруса. Нам предлагали участвовать в конкурсе грантов, и мы уже даже согласились. Но когда прочла, сколько денег нужно будет заплатить только за вывоз мусора... Да неужели мы собственными силами этого не сделаем? Так и сделали, хотя потом руководители организации, выигравшей грант, были недовольны, потому что они теряли средства.

То, что мы услышали на совещании в Киеве, очень поразило, потому что говорилось о том, о чем мы, сельские руководители, сельские люди говорим между собой. Но никто к нам не прислушался. Мы с коллегами готовы подписаться под каждым словом премьер-министра. Вы же видели в телерепортаже, какими аплодисментами встречали выступление Юлии Тимошенко? Это были, поверьте, искренние аплодисменты, ведь говорилось действительно о наболевшем. Вот сейчас мы готовимся к аккредитации нашего фельдшерско-акушерского пункта. Государство взяло на себя расходы на зарплату, свет и медикаменты. А пришли с проверкой пожарники, и кто-то им должен заплатить за это 179 гривен. Этот «кто-то» — это, конечно, сельский совет. Мы продолжаем выпрашивать деньги на ремонт дорог, а только час работы грейдера сегодня стоит 160 гривен. А государство забирает половину собранного транспортного сбора и снимает с себя ответственность за состояние сельских дорог, а мы не знаем, как втиснуть хотя бы самые необходимые потребности в нашу половину средств... Еще хорошо, что выручают местные предприниматели, которые из собственных резервов выделили нам трактор, и мы, наконец, проложим дорогу на местные так называемые Семихатки: это хутор из семи хат, до которого в непогоду только на вертолете добраться можно... Поэтому идея премьер-министра о том, что местные советы будут получать 100% транспортного сбора, конечно, очень радует.

Встреча в Киеве подтвердила, что проблемы села одинаковы что на Волыни, что на Сумщине. То же безденежье, те же низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию и высокие — на солярку и т.п. Не только волынское — украинское село просто выживает! Как говорил один из моих коллег, перед выборами сельский голова и сельский электорат — «дорогие», а потом никому не нужны. Но создалось впечатление, что Юлия Тимошенко на самом деле хочет что-то изменить. Пусть это будет только до выборов, лишь бы пошло на пользу селу и местному самоуправлению! Потому что приехала со встречи в Киеве, а дома те же проблемы решаю теми же способами. Там трактор выпрашиваешь, там — бульдозер, сам думаешь, куда мусор из села деть, потому что выкопать специальный карьер очень дорого, сам ищешь спонсоров, чтобы достойно провести аккредитацию ФАП...

Сергей АПАНАСЕНКО, руководитель Региональной ассоциации агропроизводителей:

— Вопрос поддержки села, по большей части, вопрос центральной власти. Именно правительство и парламент определяют те правила, по которым развивается агропромышленный комплекс. Мы со своей позиции можем только определять оптимальные пути движения в заданных координатах. Конечно, у нас есть свои предложения и замечания. На многочисленных совещаниях и встречах с центральной властью мы их озвучиваем. Но такое впечатление, что власть их воспринимает, мягко говоря, очень избирательно. Это касается и налоговой политики, и работы с банками, и земельных вопросов. Еще один очень важный вопрос — политика движения в ВТО, а точнее, стандарты, по которым сельское хозяйство будет развиваться в связи с вступлением в эту организацию. Честно говоря, здесь вопросов гораздо больше, чем ответов.

Анатолий НОВАКОВСКИЙ, начальник Главного управления агропромышленного комплекса Одесской ОГА:

— Проблемы сельских тружеников области такие же, как и в других регионах. Но есть и уникальные новшества. Сейчас в Одесском регионе запускается проект, аналогов которому нет в стране — первый в Украине агропромышленный оптовый продовольственный рынок. Основное задание таких рынков-центров — свести продавца и покупателя, убрав посредников между ними. При этом облегчается процедура сбыта, потребитель обеспечивается свежей качественной продукцией, централизовано стабилизируется цена, за счет чего снижается уровень инфляции, усиливается позиция мелких и средних предприятий, увеличиваются вступления в бюджет. Прежняя система оптовой торговли перестала существовать, новая же лишь создается. А то, что действует, не позволяет отечественному товаропроизводителю в полной мере развиваться. Предусматривается, что поставщиками продукции будут не только товаропроизводители Одесской области, но и Николаевской, Херсонской, Черкасской, Винницкой, а также Крыма. Это будут коллективные сельхозпредприятия, агрофирмы, фермерские и личные подсобные хозяйства.

Иван ЕВТУШЕНКО, голова Новоподкряжского сельского совета Царичанского района Днепропетровской области:

— В совещании, которое провела премьер-министр Ю. Тимошенко, я вижу один несомненный позитив: руководство государства впервые вспомнило о сельских и поселковых советах — самом низовом звене местной власти. До этого нас никто не приглашал в Киев и, тем более, не спрашивал о нашем мнении. Конечно, на совещании прозвучало немало хороших инициатив, направленных на усиление финансовых полномочий местной власти. Однако между обещаниями правительства и реальным положением вещей — огромная пропасть. Ведь благие пожелания необходимо провести через парламент, чтобы они обрели силу закона. А то, что происходит в Верховной Раде, мы прекрасно видим — она практически парализована, да и в государстве в целом нет стабильности. Поэтому с кем будет общаться и решать проблемы села Ассоциация сельских и поселковых председателей, о создании которой речь шла на совещании, не знаю. Довольно неожиданными и даже нереальными показались мне многие предложения главы правительства, которые должна поддержать местная власть. Например, чего стоит призыв возвращаться к твердому топливу — к каменному углю, от которого мы совсем недавно отказались в пользу газа. У меня в сельсовете работает экономичный газовый котел, с которым мы горя не знаем. Для того, чтобы вернуться на уголь, мне нужно не только купить другое оборудование, но и нанять кочегара и платить ему зарплату, завозить и хранить твердое топливо на весь сезон, вывозить куда-то золу. Одним словом, по деньгам получаются те же расходы — где же тут экономия? Это такая же чепуха, как и призывы топить соломой и отходами кукурузы. С таким же удивлением не только я, но и мои коллеги, слушали обещания пустить на село японские молоковозы, которые будут собирать молоко у селян по выгодной цене. Уместно спросить, а кто будет этим заниматься и почему раньше ни государство, ни частный капитал до этого не додумались? И кто будет создавать потребительские кооперативы, ведь на селе остались одни пенсионеры? Легко было одним махом развалить колхозы, которые выполняли массу экономических и социальных функций, но что будет дальше — никто не подумал. Ведь раньше на селе, по сути, было две власти — сельсовет и колхоз, которые сообща решали разные проблемы. Теперь все обрушилось на сельские советы, у которых нет ни средств, ни штата. На территории нашего сельсовета живет около одной тысячи человек, а мой штат всего шесть работников. Нам приходится следить за порядком не только на улицах, но и чистить посадки, ведь иначе просто погрязнем в мусоре и отходах. В то же время рекомендуют все время «оптимизировать аппарат» — например, мне не положен водитель. Выходит, сельский голова должен сам ремонтировать и мыть автомобиль? Возвращаясь к реальности, хочу сказать, что мы до сих пор частично живем в Советском Союзе — нормативная база давно устарела, зарплаты низкие, квалифицированных кадров нет. И такая картина, судя по нашему общению на совещании, по всей Украине. Многие отмечали, что одно видится из Киева, и совсем другое — на местах. Поэтому о результатах совещания можно будет говорить не перед выборами, а после них. Ведь все прекрасно понимают, что прошедшее совещание — это, скорее всего, пиар-акция перед президнсткими выборами. Но надо сказать, очень впечатляющая!

Валентин САКИВСКИЙ, голова Ружинского районного совета, Житомирская область:

— Если говорить о государственном уровне, то главную проблему я вижу в том, что не решены вопросы справедливого распределения общественного продукта. Вследствие существования теневых схем в экономике, уклонения от уплаты налогов, таможенных сборов и т.п. категория наемных работников в нашей стране получает значительно меньшую часть общего богатства, чем заслуживает своим трудом. В отличие, например, от развитых европейских стран, где доля оплаты труда в продукте превышает 50 — 70%. Другие категории — мелкие владельцы, работающие на других владельцев, владельцы и инвесторы, особенно две последние, активно работают в тени. Следовательно, недополучают средства бюджет, пенсионеры, другие социально уязвимые категории населения. За год в нашем районе проводятся работы за бюджетные средства на 4 — 5 млн. грн., проходят тендеры. Потом строители мне жалуются, что чиновники местной администрации обнаглели и требуют уже не 10%, а 15% «откатов». Когда же прошу назвать их, молчат. За год мы собираем 10 млн. грн. платежей в районный бюджет и 13 — 15 млн. грн. в государственный. Есть несколько предприятий, выступающих основными донорами, но вследствие кризиса сейчас от них существенных поступлений нет. Плюс налог на доходы физических лиц, земельный налог, некоторые другие платежи. А районный бюджет составляет в нынешнем году 42 млн. грн. Следовательно, нам нужны существенные субвенции из госбюджета. Но если бы все платили налоги и в полных объемах, то проблема была бы менее острой, мы бы имели, например, больше средств для развития. Есть и такая проблема, что приблизительно половина из 64 депутатов райсовета — это руководители различных рангов. Следовательно, если поставить вопрос о недоверии какому-то нечестному руководителю, для этого не наберется достаточного количества голосов, потому что каждый думает о том, чтобы не быть следующим.

Насущная необходимость дня — дать реальную власть местному самоуправлению, на чем давно настаивает Европейский Союз, и чтобы не было в районе двух властей — райгосадминистрации и райсоветов.

Одной из серьезных проблем, которой мы сейчас занимаемся, является энергосбережение. Есть соответствующие государственные и районные программы, финансирующиеся как из центра, так и из местных бюджетов. Из государственного бюджета мы несколько лет ничего не получали, только в этом году нам выделен 1 млн. грн. Однако мы смогли поставить более экономичные отопительные котлы в некоторые школы за средства райбюджета, а на упомянутый 1 млн. грн. из госбюджета поставим новую котельную в районной больнице. Большой проблемой является уборка мусора, чтобы не были загромождены лесополосы, придорожные посадки, овраги. Сейчас работаем над тем, чтобы его собирать в мешки, а в перспективе думаем о мусоросортировочном и даже мусороперерабатывающем предприятии. Хотим иметь небольшое предприятие для переработки остатков древесины, которые образовываются при очистке придорожных полос.

Если говорить о проблеме безработицы, то в районном центре занятости на учете стоит более 1000 человек, ищущих работу, но это только часть не занятых на постоянной работе людей. Многие живут тем, что что-то выращивают на своих участках. Такая ситуация способствовала распространению пьянства. У нас значительно увеличилось количество краж, хотя раньше район был в этом плане более-менее благополучным.

Считаю, что оптимизацию школьной сети следует проводить активнее, потому что у нас есть школы, в которых количество педагогов вместе с обслуживающим персоналом равно или больше количества учеников (последних может быть около 30-ти), и в некоторых подобных учебных заведениях расходы на одного ученика за год превышают семь тыс. грн. Для нас это сложно. Но на реорганизацию снова нужны средства, в том числе на школьные автобусы.

Серьезная проблема и с организацией сельской медицины — средства на медперсонал амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, их содержание идут из районного бюджета, а подчиняются они сельсоветам. То есть медики подотчетны сельским головам, что не на пользу делу.

Возвращаясь к тому, что считаю главным, скажу — если у нас не будет справедливого распределения общественного продукта в пользу наемных работников, а владельцы будут думать прежде всего о том, как обмануть государство, то от наших сограждан не стоит ожидать гордости за свою страну.

Алинтин РЕМЕЗ, голова Княгининского сельского совета, Ровенская область:

— Сегодняшние проблемы села заключаются, в первую очередь, в плохом финансировании. Дело в том, что собственные поступления в бюджет обеспечиваются благодаря земельному налогу. Этот налог платит работающее население, пенсионеры от него освобождены. Но именно пенсионеров в сельской местности большинство, и они являются владельцами земель. А продажа земельных участков сегодня невозможна. Тем временем молодежь в селе не задерживается. Вот и наполненность бюджета низкая. А финансовые затраты непропорционально большие. Так, скажем, при объеме бюджета 230 тысяч, на ремонт нужно израсходовать 49 тысяч.

На Всеукраинском совещании звучало предложение о том, чтобы налоги на доходы тех людей, которые живут в селе, а работают в районе, все же были направлены в село. На мой взгляд, это достаточно правильно и могло бы улучшить ситуацию. Ведь тогда мы будем иметь возможность решить и вопросы ремонта дорог, и направить средства на объекты социальной сферы. Также речь шла о создании ассоциации сел. Ведь на сегодня ассоциация городов существует, а ассоциации сел до сих пор нет. Такое объединение также могло бы помочь в развитии сельских населенных пунктов.

Олег БОБЕРСКИЙ, заместитель головы Тернопольского областного совета:

— Прежде всего, что я бы хотел отметить — предложения, которые высказывались, реальные и правильные для развития местного самоуправления. Однако для чего было на протяжении последнего года принимать ряд законов и постановлений, чтобы сдерживать развитие сельских громад? Буквально за несколько месяцев до начала избирательной кампании Юлия Владимировна, как в известном «ленинском танго», делает один шаг вперед, чтобы сделать два шага назад. Мы все прекрасно понимаем, что на пороге президентские выборы. Встреча имела комплиментарный характер, я бы сказал. Тимошенко старалась нравиться аудитории. К сожалению, на этом совещании мы не услышали, какие конкретные задачи ставит Юлия Владимировна перед местными громадами Украины. Среди предложенных 20 документов, 12 — это постановления Кабинета Министров, регламентирующие только текущую деятельность. Те же революционные предложения, что вносила Юлия Владимировна, касающиеся наполнения бюджета, увеличения возможностей местного бюджета, планируется ввести с 2010 бюджетного года. А это меняет бюджетный кодекс, это новая редакция закона о местных налогах и сборах. Людям показали хорошую перспективу, но неизвестно когда эта хорошая перспектива реализуется. Вот, допустим, прекрасное предложение об изменениях в Бюджетный кодекс, чтобы подоходный налог полностью оставался в сельских, поселковых громадах, чтобы экологический сбор не шел полностью в центральный бюджет, а оставался на местах. Чтобы транспортный налог стопроцентно оставался в селе, и громады имели возможность его использовать для ремонта коммунальных дорог. И еще одно — предлагается ввести налог на недвижимость. Это очень важно. Сейчас много об этом говорят, но проекта закона мы не увидели. И что самое интересное: каждая местная громада по своему усмотрению будет определять ставку налога на недвижимость. Иначе говоря, не будет единого стандарта по всей стране. Мне кажется, что все местное самоуправление Украины заинтересовано в реализации этого проекта. На мой взгляд, был упущен — либо сознательно, либо несознательно — вопрос реформы системы местного самоуправления. То есть речь идет о преференциях в самом низком звене, а о том, что будет на уровне района, области, речь вообще не шла. Хотя, по моему убеждению, очень многое зависит в реформе местного самоуправления от реформирования этого звена на областном и на районном уровнях. Что же касается предложения Юлии Тимошенко создать ассоциацию сельских, поселковых голов, то для Тернопольщины эта идея не нова ввиду того, что буквально месяц назад голова Тернопольского областного совета предложил создать ассоциацию местных советов, и уже в ближайшее время на сессиях районных советов соответствующие решения будут приниматься.

Много хороших предложений прозвучало в субботу, но будут ли они претворены в жизнь? На самом ли деле они «пройдут» через парламент? Мы такой гарантии не получили. Людям вроде внушили оптимизм, но реализуется ли он? Или мы, как всегда, получим ту ситуацию, о которой действующий премьер-министр любит говорить: «Я хотела, но мне не дали сделать»? Мы не знаем, каковой была цель этого совещания, но, конечно, была польза, в частности, в том, что столько людей собралось в одной аудитории, конкретные проблемы обсуждали в секциях. Я считаю, что такие мероприятия нужны. И не только на центральном уровне, но и на областном. Думаю, что областной совет в нашей области в некоторой степени в последние годы утратил эту функцию коммуникатора с местными советами, роль, так сказать, методического центра, ячейки принятия и наработки определенных решений. В первую очередь, исполкомы при районных и областных советах. Об этом вопросе — вопросе разпараллелизации, как мы его называем, — мы говорим уже многие годы... А толку?

Подготовили Наталия МАЛИМОН, Вадим РЫЖКОВ, Валерий КОСТЮКЕВИЧ, «День»; Татьяна КУШНИРУК, Ровно, Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь; Богдан ДЫМОВСКИЙ, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ