Об основных изменениях, которые принесет в экономику новая налоговая реформа, согласно законопроекту «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины (относительно налоговой реформы)», №5079, «День» уже писал («Пять новаций фискальной системы», от 19 сентября, Мария Юзич и «Ни реформ, ни диалога...», от 24 сентября, Виталий Княжанский). Реформу могут рассмотреть в Верховной Раде или сегодня — 7 октября, или через неделю — 14 октября. Однако бизнес и общественность продолжают убеждать: налоговая реформа правительства Яценюка уничтожает экономику страны, и приводят аргументы.
НАЛОГ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ
Пока в Украине — одна из самых больших в мире налоговая нагрузка на заработную плату — 54,5%. Это в 1,5 раза больше, чем в странах ЕС. Для примера, в соседней Польше нагрузка составляет 33,9%, в Болгарии — 24,5%. В Украине больше 70% работающих получают доходы ниже 3 минимальных зарплат (МЗП) в месяц. Доходы этих плательщиков составляют больше 50% всех зарплатных доходов.
Сегодня налог на заработную плату насчитывается таким образом: если у гражданина сумма месячной заработной оплаты составляет до 10 минимальных заработных плат (в 2014 — это 12180 гривен), то налог составляет 15%. Если превышает 10 МПЗ, то 17% к части превышения. По такому принципу в прошлом году в бюджет поступило 58,9 миллиарда гривен.
Новая налоговая реформа предлагает шесть моделей начисления налогов. Все они предусматривают дополнительные поступления в бюджет от 2,5 миллиарда до 14,7 миллиарда гривен в соответствии с каждой из моделей. Соответственно — это означает увеличение налогового давления на тех, кто эту заработную плату получает.
«Концептуально с такой налоговой политикой мы обречены на провал. И тем более, то, что нам даже не дают вносить изменения в эту реформу — это просто похоронит нас», — говорит вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия ДРОГОВОЗ.
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗНОС
Согласно новой реформе, отчисление в Фонд на доход до двух минимальных заработных плат составляет 41%, если же доход превышает эту сумму, то 15% от суммы превышения. «Это даст дополнительный ресурс для экономики, для субъектов ведения хозяйства почти 28,8 миллиарда гривен, которые, как мы рассчитываем, будут направлены на повышение оплаты труда и будут стимулом для легализации заработной платы», — говорит заместитель Министра финансов Украины Денис ФУДАШКИН.
Эксперты же — против такой системы. «В какой стране предусмотрено, что ЕСВ платит меньше тот, кто получает больше прибыли? Такого нет ни в одной стране», — говорит главный эксперт группы Налоговая реформа Реанимационного пакета реформ Илья НЕСХОДОВСКИЙ. По его словам, это никоим образом не будет способствовать легализации заработных плат. «Просто богатые будут платить меньше. Потому что если я, как работодатель, платил 3 тысячи гривен, а хочу платить 6 тысяч гривен, то я заплачу меньше налогов на 800 гривен. Но я не буду больше доплачивать эти деньги рабочему. Я буду брать их себе», — говорит эксперт.
Несходовский отмечает, что в свое время группа РПР предлагала установить 18% ставки ЕСВ, но лишь на переходный период, и только тем предприятиям, которые увеличат свой фонд оплаты труда. «Это приведет к легализации заработной платы. То есть, если вы платите большую заработную плату, вы платите меньше налогов. И бюджет от этого не потеряет. Мы подавали свои предложения. Налоговая же решила идти другим путем — больше брать в бюджет», — говорит главный эксперт группы Налоговая реформа Реанимационного пакета реформ.
МЕСТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВ
Еще одна особенность новой налоговой системы — перевод налогов из общегосударственных в местные. Речь идет о налогах на недвижимое имущество, фиксированном сельскохозяйственном и акцизном налоге. То есть местные органы самоуправления самостоятельно смогут определять объем налога в той или иной категории, однако он не должен превышать установленную законом ставку. Для недвижимого имущества — это до 2 % минимальной зарплаты за 1 кв. м площади объекта налогообложения, для продажи торговыми точками алкогольных напитков, табачных изделий и топлива — до 5% от объема реализации. «В некоторых регионах уровень доходов граждан достаточно высокий и местные органы могут применить более низкую ставку налогообложения», — объясняет заместитель Министра финансов Украины Денис Фудашкин. По его словам, это увеличит полномочия местных советов.
«То есть завтра, в Киеве поставят ставку 3%, а в с. Щасливом недалеко от Киева, поставят ставку 1%. Так кто будет покупать продукт в Киеве, если до Щасливого — не так уж и далеко ехать», — говорит заместитель председателя Всеукраинской Аграрной Рады по общественным связям Михаил СОКОЛОВ. Тем более, отмечает он, местные бюджеты в Украине — остродефицитные. «Поэтому говорить о том, что в разных регионах будет разная ставка — бессмысленно. Все местные советы будут выставлять максимум, чтобы наполнить свои бюджеты. И такое решение — попытка снять с себя ответственность», — добавляет он.
ЭЛЕКТРОННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ
Новым законопроектом предусматривается также и изменение в системе администрирования налогов. Речь идет о введении единого отчетного периода — квартала — по основным налогам. Это, в частности, налог на прибыль, НДФЛ, НДС, ЕСВ, акциз и экологический налог. По замыслу авторов реформы, это уменьшит количество отчетов и платежей в год, расходы государства и бизнеса на администрирование этих налогов, а также упростит условия уплаты налогов, что повысит рейтинг Украины в Doing Business.
Однако бизнес больше тревожит еще одна новация — электронная система налогообложения, которая должна вступить в действие с 2015 года. Для предпринимателей будет введен автоматический учет сумм оплаченного НДС в разрезе плательщиков. Также налогоплательщики смогут автоматически бесплатно открыть счет для уплаты в банке. Зарегистрированные налоговые накладные будут предоставлять право на налоговый кредит, а на основании налоговой декларации, в соответствии с отмеченной в ней суммой, или со счета системы электронного администрирования налог будет перечисляться в бюджет или, напротив, НДС будет возмещаться из бюджета на текущий счет.
«С одной стороны, предложенная система электронного администрирования действительно будет способствовать уменьшению теневой экономики, существующих налоговых ям. Но с другой стороны, мы хотим отметить, что такая система способствует вымыванию средств из бизнеса, что, в свою очередь, ухудшит и инвестиционный климат, и бизнес-климат в Украине», — говорит Ольга Богданова. По ее словам, электронное администрирование НДС, предложенное правительством, абсолютно противоречит как 112-й Директиве ЕС, так и 45-й, которые имеют отношение к НДС.
В частности, эксперты говорят, что с новой системой они не смогут вернуть средства со специального счета на текущий счет плательщиков налога даже при условии, если средства перечислены ошибочно или являются излишне оплаченными. «Представьте себе, что весь НДС будет лежать на непонятных счетах в одном банке. Это не будет работать как и в бизнесе, так и в банковской системе. Это не повысит ликвидность банков», — говорит Богданова. «На счетах предприятий теперь лежит 163 миллиарда гривен. 16% из них — НДС. Это немногим более 20 миллиардов. Остатки на корреспондентских счетах во всех банках НБУ — 40 миллиардов. И если эти 20 миллиардов забрать, то в НБУ остатки сократятся вдвое. Потому что все уйдет в банк — монополисту. И что будет с ликвидностью — непонятно. Таким образом убивается банковская система», — добавляет Михаил Соколов.
«Если ввести только те изменения в системе администрирования, которые предложены новым законопроектом, то характер взаимоотношений между бизнесом и контролирующими органами не изменится. Потому что всегда налоговыми органами будут нарушаться те или иные формы налогового кодекса, а бизнес так и останется под давлением», — говорит Юлия Дроговоз.