Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Нам нужно формировать рынок»

Богдан ЗАБЛОЦКИЙ — о том, к каким советам Эрика Райнерта стоит прислушаться украинцам
9 ноября, 2016 - 18:02
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

В газете «День» №185-186 за 13—14 октября 2016 года было опубликовано интервью с известным экономистом Эриком Райнертом «Украина сегодня — это Перу 1979-го». В номере от 28—29 октября 2016 г. его обсуждали украинские бизнесмены, политики, экономисты. Я обратился к экономисту Богдану ЗАБЛОЦКОМУ, научному работнику, автору учебников по национальной, региональной, переходной экономике, экономике и организации инновационной деятельности с предложением высказаться по поводу этих двух интервью, с точки зрения их оценки приоритетов выхода из кризиса и роста благосостояния украинских граждан.

Как вы относитесь к выраженным мнениям Эрика Райнерта о финансовых и экономических проблемах Украины и выходе из кризиса и мнениям украинских специалистов, которые обсуждали это интервью?

— Критика финансовой политики МВФ в отношении кредитования Украины не обоснована. МВФ, предоставляя кредиты, ставит условия реформировать финансы и производство для создания самодостаточной экономической системы, а не для аморально-преступного их разворовывания теми, кто должен их инвестировать в производство добавленной стоимости. МВФ склоняет украинское правительство и население к балансу доходов и расходов, повышая тарифы и снижая потребление. Без установления такого баланса невозможно осуществлять индустриализацию, на которую справедливо ориентирует украинцев пан Райнерт, и, тем более, симметричную свободную торговлю. Много сделано акцентов на обобщенных общественных процессах и теориях, в частности «либерализме», «неолиберализме», «феодализме». Украинские эксперты также удовлетворились обобщенными категориями.

Эти теории, о которых упоминал Райнерт и украинские эксперты, есть в широком использовании ученых как мира, так и Украины. В чем вы видите их неуместность?

— Я вам напомню умное изречение Шерлока Холмса: «Строить теории при отсутствии фактов — роковая ошибка. Бессознательно люди начинают подтасовывать факты под теории, вместо того, чтобы строить теории на реальных фактах». О финансах и экономике нужно говорить на языке их законов, точнее — требований законов. Они проявляют себя через движение денег, капиталов, труда, товаров, цен, процентных ставок и курсов валют.

Что вы имеете в виду под реальными фактами в финансах и экономике и требованиями законов?

— Экономика с греческого — это «искусство ведения хозяйства». Здесь человек — основной фактор, его интеллект, профессиональность и честность. Он формируется на познании, осознании и соблюдении объективных, независимых от воли и сознания человека, законов: во-первых, закона производства такого количества и структуры товаров и услуг, которое удовлетворяет потребности населения, предпринимателей и экспорта; во-вторых, закона обмена, который предусматривает в обращении такое количество денег и валюты, которое обеспечит платежеспособность названных потребителей, а цены, тарифы, курсы валют и оборотность денег будут неизменны; в-третьих, закона хозяйственной сбалансированности, который уравновешивает доходы и расходы всех названных потребителей.

Но в Украине затраты значительно превышают доходы, правительство не может их сбалансировать, а население не может сводить концы с концами. К тому же — тарифы и цены выросли. Что делать?

— Не бояться больших расходов, а малых доходов, реальных доходов, то есть доходов не в деньгах, а в реальных, физических товарах, работах и услугах. Деньги не имели и не будут иметь стоимости. Товары, работы и услуги — это стоимости. Деньги только оценивают их стоимость, поэтому очень привлекательны, хоть и не делают людей счастливыми.

Какие должны быть предпосылки в Украине, чтобы в конце концов начала расти экономика и, как вы говорите, доходы не в деньгах, а в конкретных физических товарах и услугах?

— В первую очередь осуществлять оценку объема производства и динамики двух ключевых показателей макроэкономики: физического объема ВВП, который ежегодно растет в пределах от -1% до +2%, и объема денежной формы ВВП, который ежегодно растет на 20—25%. Эта диспропорция и является причиной инфляции, роста курса валют, тарифов, бедности. Рецепт Райнерта касательно индустриализации полностью приемлем для Украины. Вопрос лишь в ее финансовом, производственном и социальном направлении. Политика украинского правительства должна быть направлена на ускоренную выработку как объема, так и ассортимента физических товаров, работ и услуг, в то же время — на планомерное уменьшение в обращении гривны до их уравновешивания, регулируя получение доходов за результаты труда.

— Эрик Райнерт считает, что Украине стоит применить теорию Джона Мейнарда Кейнса, которая в 1930-х годах вывела Европу и мир из кризиса. Как вы относитесь к этому предложению?

— Украина сегодня применяет не только теорию вмешательства государства в регуляцию экономики, но и теорию Фридриха фон Гаека об увеличении в обращении количества денег. Эти обе теории обосновывают одно и то же: рост спроса на деньги и его удовлетворение. Будто бы население будет больше покупать, а предприятия — производить. Если в Украине объем физических товаров и услуг не растет, то рост денежного дохода населения вызывает рост цен, курсов валют, тарифов, соответственно — и не инвестиционных расходов предприятий, что не повлияет на рост производства.

— Но, как отмечает Эрик Райнерт, теория Джона Мейнарда Кейнса имела успех в 1930-х годах в США и Европе. Каким образом она повлияла на экономический рост товаров и услуг?

— Действительно, Кейнс обосновал концепцию выхода из кризиса, как лаконично отметил Райнерт, выводом Кейнса: «Спрос — это  все». Однако Райнерт не объяснил, почему этот вывод сделал Кейнс. Дело в том, что есть взаимосвязанные два вида кризисов. Это — кризис перепроизводства товаров и услуг по отношению к потребностям потребления, он вызывает снижение цен, прибыли, спад производства, рост безработицы и рост покупательной способности потребителей, и кризис недопроизводства товаров и услуг относительно потребностей потребления, что вызывает рост спроса на деньги, цен, курсов валют, снижение объемов финансовых и реальных инвестиций и втягивание экономики в длительную депрессию. Кризис перепроизводства начался в США 24 октября 1929 года обвалом фондовой биржи — как следствие «инвестиционного перегрева» и избыточного выпуска физического объема продукта. Это потянуло за собой переход к кризису недопроизводства путем снижения избыточной товарной массы и исключения из обращения части денежной массы для остановки как спада цен, так и роста платежеспособности потребителей. Таким образом был искусственно создан дефицит товаров и услуг, доведена экономика до «инвестиционного охлаждения». Кейнс сделал оценку ситуации и в 1936 году издал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой рекомендовал, наряду с сохранением либерализации, государственную регуляцию стабилизации и экономического роста балансом объемов финансовых и реальных инвестиций и денежных доходов и расходов. Поскольку экономика была в состоянии недопроизводства товаров и услуг, часть денежной массы была изъята из обращения, создалась ситуация дефицита товаров, денежных доходов и реальных инвестиций, то и возникло предложение стимулировать денежный спрос для подъема платежеспособности потребителей, что привело к оживлению инвестиций и экономическому росту.

Разве в Украине такая политика не может привести к стабилизации и экономическому росту?

— В Украине дела значительно сложнее. В США и Европе искусственно созданный кризис недопроизводства товаров и услуг был на фоне четко работающего механизма самоуправления и саморегулирования с развитым финансовым, инвестиционным, банковским рынками, которые функционировали на четком соблюдении государственных законов прозрачного движения денег, товаров и капиталов. В Украине же более сложный кризис, а именно — системный. Сущность системного кризиса в Украине значительно шире сущности двух предыдущих. В Украине системный кризис имеет такие признаки: а) несоответствие образа мышления требованиям и правилам функционирования рыночной экономики, в которой предприимчивый и производительный человек является главным действующим лицом; б) сохранение в сознании чиновников директивного способа управления и регуляции как остаток бывшей государственной и экономической системы; в) отсутствие предпосылок активизации свободного предпринимательства и его поддержки; г) сохранение в сознании чиновников, предпринимателей и граждан стереотипов не зарабатывать доходы, а получать как санкционированным, так и преступным путем, который сформировался в условиях хронического дефицита жизненных товаров и услуг и денежных доходов еще при бывшей коммунистической системе и др. Врать, обходить законы, покупать и продавать решения, приговоры, звания, награды — все это было и осталось привычным. Изменить психологию, менталитет всех, действовать по законам и получать за результаты производительного труда — вот дорожная карта к обогащению. Но пока вся властная и политическая система заражена «денежным синдромом», который не поддается никакой терапии. Здесь не поможет и хирургическая ампутация. Дело в том, что всякие очень бедные «сердценосцы», которые очень переживают за народ, а также — «вилоносцы» и очень всем «самопомогайцы» и другие «оппозиционеры» напускают «словесного тумана», а «за туманом ничего не видно...» Украинские «кейнсы», «гаеки», вместе с украинскими «шерлок-холмсами» ловко выстраивают фарватеры движения денежных потоков в свои и их карманы. Ими же принятый закон о е-декларациях начал выворачивать эти карманы, и стало понятно, почему они не принимают закон о спецконфискации. Они сплетены в крепкий конгломерат. Здесь прав Райнерт: борьба с коррупцией лечебными средствами неприемлема.

Как вылечить эту болезнь, если ни терапия, ни хирургия, по вашему определению, не помогут?

— Пан Райнерт считает, что коррупцию лечит индустриализация. Если Райнерт имеет в виду индустриализацию не ради индустриализации, а ради роста производства промышленного продукта с растущей добавленной стоимостью, то я полностью поддерживаю его позицию. Но отмечу, что индустриализация — это уже результат, а не фактор, который приводит к результату.

Что вы имеете в виду? Можно ли шире раскрыть ваше виденье факторов, привлечение которых приведет к росту экономики и преодолению или уменьшению коррупции?

— Факторами экономического роста являются количество и динамика реального основного и оборотного капиталов, уровень новационных технологий, живой труд, законодательство, которое регулирует их движение, рынки ценных бумаг, кредитов, до минимума низкие процентные учетные, депозитные, кредитные, налоговые ставки, строгий контроль за открытым движением всех ресурсов и бескомпромиссная уголовная ответственность за нарушение правил рынка. Правительству Украины надлежит анонсировать политику «открытых дверей» для прямых реальных инвестиций со стороны западных инвесторов; парламента — создать законодательство защиты инвестиций, доходов, инвесторов, создав также референтные привлекательные финансовые инструменты притока инвестиций. Эти инвестиции должны проникнуть в агропромышленный, промышленный, транспортный секторы, сферу услуг. Правительству также надлежит создать инновационный фонд для финансирования создания собственных технологий украинскими учеными, конструкторами, изобретателями, способной творческой молодежью, которая уже умеет создавать элементы ІТ-программ производственного характера. Необходимо взять курс на предприятизацию в сфере производства товаров, работ и услуг, а не торговли и спекуляции, которая есть сегодня на потребительском рынке и в банковском секторе. Нам нужно производство товаров, работ и услуг, а не внешние кредиты, спекуляция и поляризация общества. Нам нужно экспортировать, накапливать резервы, а не одалживать для импортных закупок и удержания курса валют.

Сейчас правительство увеличивает минимальную заработную плату до 3200 гривен. Повлияет ли это на стабилизацию?

— Нет, не повлияет. Правительство этим шагом пытается вывести из тени оплату труда «в конвертах», которая распространена в малом и среднем бизнесе. Это может повлиять на производство физической или реальной добавленной стоимости в товарах и услугах. Однако это может вызвать сокращение занятости для экономии расходов.

Богдан ЗАЛИЗНЯК, руководитель пресс-центра научной журналистики Западного научного центра НАН Украины и МОН Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ