В этом году в кооперативе села Лосятин Тернопольской области собрали первый урожай клубники. Выращенную ягоду этого года — 150 тон — будут использовать только для потребностей компании «Данон-Украина», благодаря которой этот кооператив, собственно, и появился. В дальнейшем ягоду планируют экспортировать в соседние страны — Польшу и Россию.
Земли Тернопольской области традиционно считают «клубничными». Местные жители говорят, что почва здесь подходящая. Поэтому ягоды сорта «полка», который выращивают на полях кооператива, растут большими и особенно вкусными. После сбора урожай отправляют в Винницу, в компанию «Аграна», где из клубники делают фруктовый наполнитель, который добавляют в йогурты.
Благодаря организованному кооперативу на официальную сезонную работу взяли 60 человек из села. В будущем работников станет больше, убеждены в кооперативе.
Проблема трудоустройства особенно актуальна для Тернопольской области. Регион занимает первое место по трудовой эмиграции в Украине, и одно из первых — по безработице. Местные жители чаще всего выезжают на заработки в соседнюю Польшу, а в остальное время занимаются домашним хозяйством. Поэтому появления кооператива стало решением проблемы для многих безработных селян.
Однако в селе не сразу позитивно восприняли идею работать в кооперативе. В начале идею председателя сельсовета, а именно он начал переговоры с «Данон», поддержал лишь один человек в селе. Благодаря настойчивости они вдвоем смогли договориться и скоординировать действия власти, местных жителей и бизнеса. Уже потом (после первой зарплаты) люди поверили. Они увидели возможность зарабатывать на своих землях, получая за это такие же деньги, как и в Польше. Но есть существенное преимущество в том, чтобы остаться на своей земле. Например, сохранение семьи.
«В 2009 году у нас появилась идея покупать продукты не у индивидуальных производителей, а организовать кооператив, — говорит генеральный директор «Данон-Украина» Дарио МАРКЕТТИ. — Тогда эту идею не поддержали. Нас даже считали сумасшедшими и коммунистами. Но через некоторое время она сработала. Сейчас мы видим успех на примере клубничного кооператива в Лосятине. Так как в своих йогуртах мы используем много яблок и груш, я задумался о том, что в Крыму много таких садов. Возможно, мы будем использовать опыт работы в кооперативах и в других регионах».
До 2014 года компания планирует инвестировать в клубничный кооператив 3—4 млн евро. Год назад в открытие кооператива «Данон» уже вложила 2 млн евро.
В кооперативе используют новые технологии. Например, мульчирование пленкой для того, чтобы не допустить высыхания грунтов и появлению сорняков. Внедрили систему капельного полива. Она экономит объемы воды, так как автоматически подходит к каждому кусту. Участникам кооператива дали возможность покупать по оптовой цене фригорассаду. Ее преимущество в том, что у нее нет болезней.
Кроме этого, у председателя сельсовета появилась идея попробовать делать чипсы, сушки, фиточаи с клубникой и малиной под карпатским брендом.
Для фермеров проводили обучение новым технологиям. Используя их, они могут продавать ягоды напрямую компании. Так как одна из главных проблем в селе — сбыть продукцию, люди выходят продавать ягоды на дороги. В рамках проекта «Данон-Украина» планировала около 500 владельцев личных крестьянских хозяйств собрать в сельхозкооператив для производства клубники и ее последующей оптовой продажи.
Несмотря на весь позитив, есть много «но». Лишь представьте, что фермеры за 10-часовой рабочий день физического труда зарабатывают... 120 грн. Но тревожит больше не сама цифра, а восторг, с каким они это принимают. Это означает, что раньше ситуация была значительно хуже. За таким заработком нужно было... ехать в другую страну. Добавьте к этому, что такая работа на сезон, а не на весь год.
Для сравнения, фермеры в Америке считаются весьма обеспеченными людьми. В Европе же они могут себе позволить достаточно часто ездить в путешествия. Почему же в Украине, исконно аграрной стране, фермеры не чувствуют себя настолько же уверенными в будущем?
Что было бы, если бы хотя бы половина украинских компаний, подобно «Данону», стимулировала менеджеров денежным вознаграждением за успешные социальные проекты? Сколько бы было построено детских площадок, садиков, школ. Сколько регионов могло бы развиваться. Сколько бы людей осталось работать на своей родной земле...
Конечно, у международной компании есть материальная возможность для таких проектов. Но и на их пути бывают неудачи. Дарио Маркетти отметил, что несколько раз идея с кооперативом не пошла из-за того, что не нашлись достойные менеджеры, которые захотели бы этим заниматься. Сложнее найти людей, чем инвестирование. Потому что такие проекты требуют взаимодействия власти, бизнеса и местных жителей. Координировать их — все равно, что дать трем хозяйкам на кухне варить одно блюдо.
Возможно, для молодых компаний наоборот — сложнее найти деньги, чем управленцев. Сложность аграрного сектора в Украине в том, что вас не страхует от неурожая государство, как это делают в Европе. Но, несмотря на это, будущее за социально ответственным бизнесом. Недаром же процветают именно те компании, которые заботятся о качестве жизни людей в своем предприятии и в регионе.