Украина для международной общественности выглядит страной парадоксов. Она демонстрирует сегодня самые высокие в мире темпы экономического развития. В то же время уже в течение ряда лет остается среди мировых лидеров по уровню коррупции и теневой экономики. Очень низким остается и уровень экономической свободы. Существует ли перспектива изменить такое состояние?
ИНДЕКС ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ
По уровню экономической свободы Украина заняла 107 место в мире. Об этом свидетельствует доклад «Экономическая свобода в мире в 2004 году», подготовленный исследовательским центром Cato Institute и распространенный агентством «Washington ProFile».
Наивысшую оценку среди всех охваченных исследованием стран уже традиционно получил Гонконг. В первую десятку самых экономически свободных государств также вошли Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, Великобритания, США, Австралия, Канада, Ирландия и Люксембург.
Германия заняла 22 место, Италия и Япония — на 36 позиции, Франция — 44, Индия — 68, Китай — 90, Украина — 107, Россия — 114. В докладе особенно отмечается ряд государств, которые за период с 1990 года достигли значительных успехов на пути к экономической свободе. Это — Эстония (заняла 11 место), Латвия (36), Литва (44), а также Венгрия, Чехия и Словакия.
Экономически свободные страны в 2004 году привлекли $11 тыс. инвестиций на одного работающего, экономически несвободные государства — $ 847. И это не удивительно, поскольку продуктивность инвестиций в свободных странах в 70 раз выше, чем в несвободных.
В странах с большей экономической свободой существенно выше доходы на душу населения (в среднем, $ 26,1 тыс. на жителя страны, входящей в первую пятерку и $ 2,8 тыс. на жителя страны из последней пятерки). Средняя продолжительность жизни в государствах с максимальной экономической свободой более чем на 20 лет превышает аналогичный показатель стран с минимальной экономической свободой.
УРОВЕНЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
Результаты исследования величины так называемой серой сферы в 110 странах мира недавно представил австрийский экономист Фридрих Шнайдер. По определению, она охватывает необлагаемые налогом доходы, полученные при производстве легальных продуктов и услуг. Следовательно, серая сфера связывается с неуплатой налогов, хотя стремление уклониться от них является не единственным мотивом такой деятельности. Ее нужно отличать от экономического подполья, в котором доходы получаются от нелегальной деятельности, например, торговля наркотиками, кражи и торговля краденым и т. п.
Шнайдер оценил масштабы серой сферы за 1990—2000 годы в нескольких группах стран. Самая крупная серая сфера в африканских странах: в среднем 42% ВНП. Рекордсмен здесь Зимбабве (59%), где президент Мугабе ликвидирует остатки рыночной экономики. Сразу за ним — Танзания и Нигерия (58%). Относительно небольшую серую сферу имеет ЮАР (28%), экономически самое сильное государство континента.
Недалеко от Африки ушла Южная Америка со средней величиной серой сферы — 41% ВНП. На этом континенте расположились мировые рекордсмены: Боливия (67%), Панама (64%) и Перу (59%). На другом полюсе — Коста Рика (26%), Аргентина (25%), Чили (почти 20%).
В Азии меньше фирм уклоняется от налогов: в среднем — 26% ВНП стран этой части света. К лидерам здесь принадлежит Таиланд (52%), Шри Ланка (44%) и Филиппины (43%). А наименьшую серую сферу, по исследованиям Шнайдера, имеют Китай и Сингапур (13%), а также Япония (11%).
В странах бывшего социалистического лагеря величина серой сферы составляет в среднем 38% ВНП, но ее доля в каждой стране различна. К мировым лидерам принадлежат Грузия (67%), Азербайджан (61%) и Украина (52%). Меньше всего незарегистрированных доходов Шнайдер отметил в Чехии и Словакии (19%), в Венгрии (25%) и Польше (28%). Как правило, чем более реформированную экономику имеет постсоциалистическая страна, тем меньше в ней серая сфера.
А как же богатый Запад? В Западной Европе доля серой сферы в ВНП оценивается в 18%. С одной стороны, это показатели Греции (29%) и Италии (27%), а с другой — Швейцарии (9%) и Австрии (10%). К странам с низкой долей серой сферы принадлежат также США, Великобритания и Новая Зеландия.
От чего же зависит уровень теневой экономики? Как считает глава Национального банка Польши, известный экономист Лешек Бальцерович, ее причина — государственные службы (налоговые, контрольные), которые сосредоточиваются на обирании предпринимателей. Это — проза государственного вмешательства в отсталых странах. В таких условиях многие предприниматели избегают всяческого контакта с государством, а значит, не регистрируются и в результате не платят налогов. Приводят к этому не столько высокие налоги, сколько стремление избежать необходимости давать взятки должностным лицам. Грабительский характер государственного аппарата порождает два явления: серую сферу (предприниматели, которые скрываются от государства) и коррупцию (предприниматели, которые по различным причинам не спрятались и вынуждены давать взятки), — подчеркивает Бальцерович.
В странах, где государственные службы не являются аппаратом частного грабежа, уровень серой сферы в экономике в значительной степени зависит от суммы налогов, выплачиваемых предпринимателем, — считает Бальцерович. В тех развитых странах, где налогообложение самое высокое — самая большая доля теневой экономики. Она растет также с появлением различных специальных требований, особенно в законодательстве о труде. Например, установление высокой минимальной зарплаты, при которой предприниматели не стимулируются к созданию новых рабочих мест, приводит к тому, что работник либо останется без работы, либо получит работу «в тени», — указывает Бальцерович.
ПЕРЕД ВЫБОРОМ
Как видим, Украина остается среди лидеров по размерам теневой экономики и уровню экономической несвободы. Каковы же перспективы у украинской экономики в преддверие президентских выборов? Ведь президентские выборы 2004 года это не только борьба за пост президента Украины. Прежде всего, это борьба за то, президентом какой Украины будет тот или иной политик.
По мнению многих экспертов, резких перемен не будет: сегодняшние процессы в Украине будут продолжаться независимо от того, кто придет к власти и какой будет послявыборная властная конфигурация. Ведь факторы консолидации национальной бизнес-элиты, концентрации ее финансовых и производственных активов, ее стремления к экономической экспансии создают контекст развития, за рамки которого не может выйти ни один рейтинговый политик.
Но все-таки попробуем спрогнозировать возможную общую экономическую тенденцию, которая будет реализовываться в случае победы наиболее рейтинговых кандидатов.
Победа одного, по моему мнению, предполагает национальное развитие с привлечением европейских центров влияния, с открытой экономикой и значительным влиянием транснациональных бизнес-групп. Будет преобладать ориентация на вхождение в европейские и глобальные структуры власти и бизнеса. Речь идет о варианте национального капитализма, открытого для внешних влияний. Акцент будет делаться не так на крупные индустриальные группы, как на отрасли, которые легче вписываются в европейские рыночные условия.
Победа другого будет означать что-то среднее между национальным изоляционизмом с ориентацией на Россию и открытостью для европейского капитала. Ставка делается на крупный бизнес, но с сильной экспансией как на российский, так и на европейский рынки. Здесь больше государственного управления, возможно применение административных инструментов государственного регулирования. И меньше рынка, который предполагал бы конкурентные стимулы и возможности для предпринимательства. Можно, следовательно, говорить о квази- советской модели, хотя и не совсем пророссийской, в некоторой степени ориентированной на западный рынок.