Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Насилие оборачивается апатией

23 февраля, 1999 - 00:00

Затем торговцы больше демонстрировали пассивность, чем активность. В первые два дня сделок с акциями не было вообще. На третий — произошла только одна сделка — с векселями «Укртелекома».

А в целом рынок ценных бумаг на прошлой неделе был вялым, с небольшими ежедневными торговыми оборотами (среднедневной оборот составил всего 774,1 тысячи грн). Практически весь торговый оборот за неделю был «наполнен» единичной сделкой с векселями Мариупольского металлургического комбината им. Ильича (2 млн. 905 560 грн.), или 75% от всех операций. Это в очередной раз подтверждает мысль о том, что рынок ценных бумаг становится малоликвидным, поскольку, во-первых, держится на единичных сделках и, во-вторых, потому, что в большинстве своем сделки проходят с финансовыми «суррогатами» (векселями), стоимость которых неудержимо стремится к нулю (в денежном выражении). К тому же наиболее часто сделки проходят именно с векселями, к примеру, векселя «Укртелекома» торгуются каждый день, в то время как акции лучших предприятий — лидеров рынка («голубых фишек») — один-два раза в неделю.

Перспектива также не радует. Сделки с облигациями и дальше будут совершаться крайне редко (с погашением в апреле—мае 1999 г.), акции будут торговаться от случая к случаю (причины не только в том, что нет денег и веры в стабильность, но и в том, что все меньше торговцев остается в системе из-за роста накладных расходов). Векселя останутся практически единственным инструментом, на которых можно заработать деньги (после нескольких трансакций с мешками сахара), поскольку брокер может работать с векселями как комиссионер, т.е. без привлечения собственных ресурсов.

Кстати, работа с векселями или долгами затягивает операторов в торговые схемы, которые напрямую или косвенно ведут к производственным процессам. Путем обмена акций можно консолидировать большие пакеты и заняться логическим продолжением этой работы — управлением предприятием.

Банкам также не остается ничего другого, кроме кредитования реального сектора. Представляется, что нормативные ограничения и легкий дефолт государства не дают других вариантов для заработка.

Так что на биржах сегодня витает мысль: кризис в итоге не так уж и плох. Ведь он насильственным образом приводит многих финансовых посредников в реальный сектор, где собственно закладывается основа возрождения национальной экономики.

Эх, не пропустить бы момент, хотя даже к изобилию никого насильственно не привести. Впрочем, поскольку последнее нам не угрожает, девиз «насилие не пройдет» будет и дальше оставаться в повестке дня фондового рынка.

Руслан МАЛАШЕНКО,финансовое агентство «Helvex»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ