Вчера налоговая милиция Соломенского района столицы продемонстрировала журналистам «Дня» очередной подпольный цех, где на современном оборудовании изготавливались винтовые водочные крышки. На дверях автомобильного ангара наспех сделанная краской надпись «Полиграфия». Внутри — разнообразное станочное оборудование, многочисленные картонные ящики с прокладками для пробок и насыпью сама продукция «подпольщиков», на которой некоторые известные торговые марки.
Говорит начальник Соломенской налоговой милиции Виктор Кужелюк: «Этот цех мы выявили в ходе операции «Акцизная марка». Приблизительная стоимость использовавшегося тут оборудования, позволяющего изготавливать пробки в неограниченном количестве, — коло 400 тысяч гривен. По нашим данным, оно было произведено и завезено в Украину из Голландии. Прокладки также «импортные»: из Голландии или из Германии». По словам Кужелюка, собственники оборудования и люди, которые на нем работали, «сейчас устанавливаются», так же как и каналы сбыта выпускаемой в подполье продукции.
Налоговые милиционеры вышли на «пробковый» цех по оперативной информации, источники которой они, естественно, не разглашают. Еще до проведения операции им было известно, что этот цех действует, но долго на одном месте не задерживается. Тем временем на рынках столицы все чаще выявлялась контрафактная водка. С начала года только соломенские налоговые милиционеры выявили два цеха, изготовлявшие поддельную алкогольную продукцию путем смешивания спирта с водой. На бутылки клеились поддельные акцизные марки нового образца. У «подпольщиков» изъято продукции на 340 тысяч гривен. Но пробочный цех успешно заметал следы. Свои «конспиративные» квартиры собственники нелегального бизнеса, наносящего огромный урон как государственному бюджету, так и честно работающим предприятиям, меняли примерно каждые полтора месяца. По данным налоговой милиции, себестоимость одной контрафактной пробки составляла 1,5 копейки, но размах производства позволял «делать» на этом сотни тысяч не облагаемых налогами гривен.
«День» попытался выяснить роль предприятия, которое сдало в аренду «пробочникам» свое помещение. Как оказалось, его мало в чем можно обвинить. Изготавливать эту продукцию не запрещено, даже и лицензии на это не требуется. Да и не обязаны арендодатели особенно вникать в то, чем занимаются съемщики производственных помещений. Не обнаружим ли мы когда-нибудь в таком ангаре производство опасного оружия? Учитывая большое количество разнообразных детективов на украинском телевидении и соответствующий рост оперативной грамотности журналистов, это был не единственный вопрос к участникам операции «Акцизная марка». Зачем им, скажем, «брать» оборудование, пока не выявлены его собственники и все их маршруты?