Ныне парламент рассматривает несколько законопроектов, которые определят, — станет Украина на рельсы цивилизованного экономического развития или так и останется «серой» зоной, где заправляют монополии и олигархи. Среди них — о перечне объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации, о работе АМКУ и тому подобное. Впрочем, их принятию мешает почти недееспособный Комитет по вопросам экономической политики, в компетенции которого утверждение и представление под купол этих и других экономических законопроектов. Его заседания постоянно срываются, а представленные законопроекты пылятся в ящиках. Кто или что мешает работать депутатам? Готовит ли профильный комитет законодательные инициативы, чтобы остановить стремительный рост цен? Об этом и о другом в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал заместитель председателя парламентского Комитета по вопросам экономической политики Юрий СОЛОВЕЙ:
— Действительно, комитет по экономической политике в последнее время не выполняет в полной мере своей функции, хотя является базовым в структуре парламента. В чем причина? Из 15 членов комитета только 6—7 готовы нормально и системно работать. Украинский парламент переформатировался еще не настолько, чтобы говорить о достаточно качественных изменениях. В Раде все еще доминируют люди, которые отстаивают свои бизнес-интересы или интересы больших промышленных групп украинских олигархов. Хотя рядом с ними есть и новая генерация политиков, которые хотят изменений. Комитет по экономической политике — отражение этого.
— То есть в комитете большинство — это представители олигархов?
— Да. И это ненормально. Впрочем, когда рассматриваются резонансные вопросы, то нам удается проголосовать единым фронтом за согласованное коалиционное решение, кто бы что не отстаивал. Яркий пример — голосование за так называемый законопроект по «Укрнафте» в марте. Вы помните, 6 раз не собирался кворум на заседание комитета и не появлялся, в том числе его председатель Андрей Иванчук, а без решения профильного комитета парламент не может рассматривать законопроект. Нам пришлось приглашать депутатов через брифинги и блокировать работу Верховной Рады, чтобы наконец на заседании рассмотреть законопроект о снижении кворума в акционерных обществах, в том числе в тех, где есть государственная доля, и сделать возможной выплату дивидендов государству, в частности, «Укрнафтой». Считаю этот процесс показательным, ведь, несмотря на все попытки сорвать голосование, именно действующему парламенту удалось принять это историческое решение. Это начало пути деолигархизации экономики. Под политическим давлением общества этот процесс пошел, и дойдет, я уверен и до Комитета по вопросам экономической политики, и до всего парламента.
— Правда ли, что причиной фактической недееспособности Комитета является позиция председателя Андрея Иванчука? Стоит ли ожидать его смены после появления заявления об отставке?
— Мне как заместителю председателя комитета по этическим соображениям некорректно комментировать этот вопрос. Персона председателя Комитета — это решение коалиции. Как известно, заявление Иванчука об отставке с этой должности коалиция отклонила, и он продолжает выполнять функции председателя, однако неприятная история с «Укрнафтой» негативно отразилась на нем. Мы надеемся, что в будущем таких вещей в деятельности Комитета больше не будет.
ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН — СЛЕДСТВИЕ ЗАГОВОРА НА РЫНКЕ
— В чем видите причину стремительного роста цен на бытовые и продовольственные товары?
— Самая главная причина — отсутствие ответственности. За последние три месяца курс доллара сначала вырос с 15 до 38 гривен, потом — опустился до 21 гривни. Все это не имеет к экономике никакого отношения, это — вполне очевидные спекуляции. Несмотря на то, что курсовая лихорадка сейчас немножко стихла, нельзя забывать об этих событиях. Поэтому мы вместе с Сергеем Каплиным зарегистрировали постановление о создании следственной комиссии в ВРУ, чтобы разобраться с виновниками курсовой вакханалии и проанализировать действия НБУ в этой критической ситуации. Прошел уже почти месяц, но председатель ВРУ так и не вынес его для голосования в зал и не объяснил свое решение. Однако я уверен, если не найдем виновных в курсовых скачках, то не сможем навести порядок и с ценообразованием. Контроль НБУ — это обязанность парламента.
Вторая причина роста цен — недееспособный Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) и монополизация многих секторов экономики. Свои функции не выполнили ни Государственный резерв, ни Аграрный фонд, ни Министерство экономического развития и торговли, которые должны были дать рынку более дешевую продукцию и сбить таким образом цены, успокоив спрос.
АМКУ уже установил, что самые большие торговые сети повышали цены, не просто следя за курсом доллара, а на опережение, чем спровоцировали небывалый ажиотаж и потянули вверх цены в мелких магазинах, в первую очередь — на социально значимые товары
Почти двукратное повышение цены на украинские сахар, муку, масло, произведенных в 2014 году, — это, по моему мнению, следствие заговора производителей и больших ритейлеров. Когда это произошло, я обратился к и.о. председателя АМКУ Николаю Барашу и после нашего 1,5 часового разговора Комитет вынес предупреждение 13 большим торговым сетям о необходимости снижения цен в среднем на 30%. Но Антимонопольный комитет сам должен это делать, а не ждать пока его «попросят» народные депутаты. Сейчас его задача — провести расследование на рынках продовольственных продуктов и наш Комитет на этом настаивает.
— Почему до сих пор не назначили нового председателя АМКУ, ведь вы сами говорили, что его кандидатуру должны были внести в Раду?
— Назначение нового председателя АМКУ блокирует премьер. Именно он должен подавать кандидатуру в Раду, а дальше ее утверждают депутаты. Впрочем, Яценюку сегодня это не очень нужно. Потому что первоочередная задача АМКУ — разобраться, обоснована ли экономически цена газа внутренней добычи, которая для потребителей выросла в семь раз. На мой взгляд, такой существенный рост — это спекуляция, которая граничит с государственным преступлением. Ведь «Нафтогаз України» покупает газ украинской добычи по цене 1800 гривен за тысячу кубометров (это 90% всего объема потребления населением), а российский — за 248 долларов, то есть 5460 гривен по курсу 22 гривни за 1 доллар. Но все равно это же не 7188 гривен! Правительство хорошо понимает, что проверка тарифов на газ — это приоритет Антимонопольного комитета, который регулирует такие монополии, как НАК «Нафтогаз України», «Укргазвидобування». Сильный АМКУ начнет расследование ценообразования нефти, электроэнергии, агропродукции, транспорта, водоканалов. Именно АМКУ должен стать базовым органом разрушения олигархической системы власти и демонополизации экономики. Без него все инициативы Рады и правительства обречены на неудачу. Поэтому как можно быстрее нужно изменить процедуру назначения председателя АМКУ: например, выбирать на прозрачных конкурсах, комиссией, не привязанной к премьеру, Президенту или еще к кому-то. Не может Антимонопольный комитет быть предметом политического торга, как это происходит сейчас.
ГОТОВИТСЯ ЗАКОНОПРОЕКТ «О ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛЕ»
— Какие законодательные инициативы готовит комитет, чтобы остановить необоснованный рост цен?
— Подписи Президента ожидает проголосованный парламентом законопроект Виктории Пташник об обнародовании АМКУ всех принятых решений. Я работаю над законопроектом «О внутренней торговле», который меняет систему ценообразования, потому что сегодня де-факто его условия регулируют ритейлеры, которые являются монополистами. Как сделать это правильно, ныне обсуждаем с общественностью и участниками рынка, чтобы в июне выйти на единое виденье.
В планах — совместно с экспертами действительно разработать новую процедуру назначения председателя АМКУ и других независимых регуляторов природных монополий. В комитете уже есть несколько согласованных законопроектов, которые изменяют работу Антимонопольного комитета, например, систему взыскания им штрафов с бизнеса.
— А что делать с рынком лекарств, где цены растут просто безумными темпами?
— Я изучал этот вопрос и подавал предложение министру здравоохранения Александру Квиташвили. Проблема в том, что несколько офшорных компаний покупают лекарства у производителей, делают большую «накрутку» через посредников, и уже с такой ценой заводят на украинский рынок и продают аптекам, которые ставят еще свои наценки — до 30%. По моему мнению, нужно сделать две вещи: установить единую цену на лекарства одного производителя во всех аптеках и ввести прямую продажу импортных лекарств производителями украинским компаниям. Это сразу отсеет фиктивных посредников и обеспечит существенное снижение цен. Но министр Квиташвили — против. Его аргументы — все должен решать рынок. Но, простите, где вы видите рынок, конкуренцию, если во всех основных отраслях экономики до 80% занимают монополии? На мой взгляд, рост цен на товары первой необходимости — это результат бездеятельности и непрофессиональности правительства.
«СВОИМ» ЛЮДЯМ ХОТЯТ ОТДАТЬ ОСТАТКИ САМЫХ ПРИБЫЛЬНЫХ ГОСПРЕДПРИЯТИЙ
— На последнем заседании Комитета по экономической политике рассматривался правительственный законопроект «О перечне объектов государственной собственности, которые не подлежат приватизации...». О чем идет речь?
— В государственной собственности есть 3400 объектов, из которых КМУ предлагает оставить 300, а все другие — постепенно приватизировать. Однажды наш Комитет уже вернул этот документ на доработку, потому что в нем было много непонятных и спорных вещей.
Ныне в доработанном варианте правительство предлагает из перечня предприятий, которые не подлежат приватизации, исключить «Турбоатом», ОПЗ, «Укрхимтрансаммиак», «Нафтогаз України», «Энергоатом», аэропорт «Борисполь», завод им. Малышева, «Зоря»-»Машпроект», Приднепровскую, Львовскую, Одесскую, Юго-Западную и Донецкую железные дороги. Меня такой перечень реально удивляет, потому что это — стратегические и прибыльные предприятия. К тому же в проекте нет никаких критериев, принципов отбора тех компаний, которые будут оставаться в госсобственности. Более того, нет даже списка объектов, которые предлагается продать, а есть — только те, которые останутся у государства. Заместитель министра экономики и торговли во время заседания Комитета не смог ответить, сколько из отобранных на приватизацию объектов являются прибыльными ныне, будучи в госсобственности. О чем это говорит? Правительство пытается продвинуть в Раду кота в мешке, не показывая, какие государственные объекты пойдут на приватизацию. Под лозунгом «избавиться от неэффективных государственных активов» «своим» людям хотят отдать остатки самых прибыльных государственных предприятий, которые еще остались у Украины.
На заседании Комитета голоса по этому законопроекту разделились поровну. Но почему-то секретариат Комитета считает, что голос председателя Комитета (он — «за») решающий. В законе Украины «О Комитетах Верховной Рады Украины» такого нет, с этим вопросом будем еще разбираться.
Но в целом, по моему мнению, законопроект в таком виде принимать нельзя, напротив — именно мораторий на приватизацию государственных предприятий станет вторым испытанием для парламента на деолигархизацию. Только оставив стратегические предприятия в собственности государства, сегодня можно будет начинать утверждать программу приватизации на завтра. Иначе сама логика справедливых торгов будет утрачена и выгоду опять получат олигархи, которые скупят за копейки лакомые куски государственной собственности в кризисные времена.