Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

НДС-счета финансово опустошают энергорынок

Эксперт: Cейчас на согласовании в Минюсте находится инструкция по составлению графика почасового отключения электроэнергии
20 октября, 2015 - 11:31
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Итак, отопительный период, которого в этом году так боялись, начался вовремя, а то и с некоторым опережением обычных сроков. Но это даже не полдела. Энергетикам необходимо пережить зиму без аварий, без отключений потребителей и заработать деньги на приобретение энергоресурсов для дальнейшей работы. Получится ли?

«По наличию оборудования у нас проблем нет, а вот по его ремонтам и реконструкции, особенно на пепловых электростанциях, где критически мало проведено текущих и капитальных ремонтов, а также реконструкции основного и вспомогательного оборудования, возникают опасения», — говорит экс-министр энергетики, президент Всеукраинской энергетической ассамблеи Иван Плачков. Свою озабоченность по этому поводу он объясняет тем, что объем электроэнергии, вырабатываемой на теплостанциях, составляет примерно 30%, а главное, что именно они сегодня работают в режиме регулирования частоты тока в украинской энергосистеме.

Не очень радует его и ситуация с запасами угля на теплостанциях. На складах сегодня, по его словам, примерно два миллиона тонн. Причем большей частью все эти запасы сосредоточены всего на двух электростанциях. «Это критически низкая цифра, хотя в прошлом году на это время там было полтора миллиона тонн. Для вхождения в отопительный сезон, — по словам экс-министра, — необходимо иметь на складах, как минимум, три миллиона, а для его благополучного прохождения требуется 3 — 3,5 миллиона. Потому что, кроме того угля, который уже запасен, нужно сжечь еще примерно 10 миллионов тонн и его постоянно нужно завозить. А это где-то четыре тысячи железнодорожных эшелонов». «При сегодняшней транспортной инфраструктуре и трети неработающих шахт, а также при нынешней системе взаиморасчетов — это очень сложно», — утверждает Плачков и призывает рассчитывать на холодную зиму, поскольку она не может из года в год быть такой мягкой, как в прошлом году. В этом случае нужно будет довозить уже не 10, а 11—12 миллионов тонн.

Что касается запасов газа в подземных хранилищах, то Плачков характеризует их как критические недостаточные для вхождения в отопительный сезон. «Комфортно Украина входит в этот период с 22 — 23 миллиардами кубометров в ПХГ, — говорит он и напоминает, что по планам, установленным правительством, должно было быть примерно 18 миллиардов, но их не удалось накопить. Это вызывает даже не волнение, а тревогу, потому что реверс газа из Европы не обеспечит прокачку такого объема, а покупка у «Газпрома» при нынешних отношениях с ним и с Россией дает уверенность только в том, что будут проблемы.

Не сыграют на полную силу в этом году свою роль в электроэнергетике как регулирующие мощности и гидростанции, служащие обычно мобильным аварийным резервом мощности для энергосистемы Украины. Запасы воды в реках и водохранилищах, по словам Плачкова, очень малы. В результате гидростанции сейчас не работают по указаниям диспетчеров на энергосистему, поддерживая необходимую частоту и другие параметры. Они руководствуются лишь санитарными нормами, определяющими минимальный уровень воды в реках, обеспечивающий работу водозаборов, подающих воду для населения.

А положение «Энергоатома», как считает Плачков, вызывает не тревогу, а лишь легкое волнение. Но не из-за запасов, а из-за возможных проблем с вывозом отработанного топлива. Однако руководство компании, отмечает глава Всеукраинской ассамблеи, решает имеющиеся проблемы. Экс-министра беспокоит лишь то, что доля атомной электроэнергии выросла с 40 до 60 процентов в общем объеме ее выработки в стране. «Это и хорошо, и очень плохо, — считает он, — потому что страна как бы зависает на одном секторе. Это неверно. При каких-то профилактических или аварийных остановках блоков мощностью 1000 МВт диспетчерам нужно вводить взамен сразу три-четыре блока на тепловых станциях, что очень сложно».

Главный диспетчер, начальник оперативно-диспетчерского управления госпредприятия «НЭК «Укрэнерго» Виталий Зайченко вынужден согласиться с Плачковым в том, что касается объемов и качества выполнения ремонтных работ при подготовке к зиме. Он объясняет это снижением объемов финансирования электрогенерирующих компаний.

Возможны или нет в Украине в этом году веерные отключения электроэнергии? Отвечая на этот вопрос, главный диспетчер говорит, что недавно разработана инструкция по составлению графика почасового отключения электроэнергии, и сейчас она находится на согласовании в Минюсте. А соответствующих графиков, конечно же, пока нет. Что касается отключений по графикам ГАО (аварийных отключений), то в прошлом году после первой недели отключений инициативные энергокомпании довели эти графики до 80% потребления. А у большинства компаний они остались в пределах 25%, как предусматривалось ГАО. «И эти компании получили в своих регионах социальные взрывы», — констатирует Зайченко. Комментируя главного диспетчера, Плачков подчеркивает, что подписать эти графики может только очень смелый человек — вице-премьер или сам премьер. Да и чиновники такого ранга, по его словам, не всегда брали на себя такую ответственность.

«Задолженность предприятия «Энергорынок» перед генерирующими компаниями составляет на сегодня почти восемь миллиардов гривен, — говорит заместитель директора по правовому обеспечению Артем Горянин, — идет большой прирост этой задолженности: только за август недоплачено 1,3 миллиарда гривен». Разъясняя, почему это происходит, он говорит о низком уровне расчетов потребителей. Но, кроме того, к этому, по его мнению, приводят такие новшества, внесенные в Налоговый кодекс, как система электронного администрирования налога на добавленную стоимость.

«Тепловые компании покупают уголь, — рассказывает юрист, — топливная составляющая себестоимости у нас 60 — 70%. Учитывая огромный объем долга шахт перед бюджетом и перед работниками, они перестали выписывать нам налоговые накладные, и у нас нет налогового кредита по НДС. Соответственно и мы, по цепочке, не можем выписывать такие накладные для предприятия «Энергорынок». Уже в июле он не получил налогового кредита на 122 миллиона гривен, в августе — на 206 миллионов, в сентябре — на 420 миллионов. Идет геометрическая прогрессия. Что это значит?»

«Поскольку в энергетике деньги находятся в общем котле, — продолжает Горянин, — они в результате оттуда вымываются и уходят в госбюджет. В связи с этим расчеты как бы по спирали падают со следующими по цепочке компаниями. Мы обратились по этому поводу к правительству. Премьер-министр дал поручение провести межведомственное совещание всех заинтересованных сторон, включая Минфин. Оно было проведено еще 2 октября. С Минфином была согласована общая позиция — ввести кассовый метод начисления НДС для предприятий энергетики и освободить от НДС угольную продукцию. Это позволит более-менее сбалансировать финансовую ситуацию».

«Соответствующий законопроект лежит в парламенте, но сейчас выборы, и он как бы «не очень актуален на сегодняшний день». До ноября им заниматься не будут. В результате мы просто не сможем покупать уголь. Чтобы купить «лодку» (где-то 200 тысяч тонн угля) в ЮАР, нужно заморозить (на НДС-счетах) примерно 240 миллионов гривен. А это просто невозможно ввиду того, что система энергорынка продолжает заходить в финансовое пике. Все это может кончиться тем, что уровень расчетов на рынке резко понизится и налоговые накладные не сможет выписывать даже крупнейший игрок — «Энергоатом». Если он этого не сделает, то, грубо говоря, наступит полный коллапс рынка. Даже полностью решив все другие проблемы с углем, его просто не за что будет покупать».

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ