Украина не довольствуется только внешней торговлей в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом и все активнее открывает для себя рынки в Азии, Африке и Латинской Америке. В понедельник в Дели стартовала торговая миссия Украины, в рамках которой предусмотрены переговоры Министерства экономического развития и торговли Украины с министерствами коммерции и промышленности, судоходства и сельского хозяйства Индии. Как сообщается на сайте Минэкономразвития, «эта миссия ориентирована на два сектора: сельское хозяйство, машиностроение и производство. Украинские товары в этих секторах очень конкурентоспособны на индийском рынке, и мы видим огромный интерес к украинскому бизнесу». Как отмечает МЭРТ, главная задача миссии, в работе которой также принимает участие Офис по продвижению экспорта и представители украинского бизнеса, — представить украинские товары и услуги на индийском рынке.
НАШ ИНСТРУМЕНТ — ТОРГОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Еще более масштабное мероприятие намечено в Киеве на 4 октября. В столице Украины пройдет украинский форум по вопросам международного торгового финансирования «Шелковый путь». По словам вице-президента ассоциации «Украинский национальный комитет Международной торговой палаты» (ІСС) Игоря Греся, форум посвящается торговле между Украиной, странами Азии и Ближнего Востока. Планируется, отмечает вице-президент ІСС, показать Украину с точки зрения ее мощностей и потенциала в торговом финансировании, продемонстрировать его возможные инструменты, обеспечивающие прозрачность и безопасность расчетов при внешнеэкономических операциях, представить также и иностранные компании, имеющие положительный опыт работы на украинском рынке.
«Инструментарий торгового финансирования помогает осуществлять большую часть мировой торговки, — рассказывает член правления «Укрэксимбанка» Александр Щур, — поэтому каждый из нас, используя любой товар, участвовавший в международной торговле, так или иначе, соприкасается с этими инструментами, даже не думая об этом». По словам банкира, его учреждение, обладая в Украине «мандатом на поддержку торговли», со времени обретения страной независимости использовало для этого различные инструменты. «С 2006 года мы активно сотрудничаем с нашим партнером — Европейским банком реконструкции и развития, — говорит Щур. — Сегодня «Укрэксимбанк» является самым крупным реципиентом кредитной линии ЕБРР. Лимит программы торгового финансирования для нас установлен на уровне $270 миллионов. А всего за время нашего сотрудничества было профинансировано больше 300 трансакций почти на миллиард долларов».
ЛОКОМОТИВ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
Вектор украинской торговли на азиатский рынок и Ближний Восток был избран Украиной потому, объясняет Щур, что мировой бизнес имеет выбор, с кем ему торговать и куда инвестировать. А наша задача познакомить наших потенциальных партнеров с Украиной. «К тому же мы видим, что азиатский рынок — это сегодня локомотив мировой торговли. Он развивается стремительными темпами и восприимчив к украинским товарам и услугам», — уверен банкир. Гресь добавляет: объем импорта только 18 стран Ближнего Востока составляет около миллиарда долларов. По его словам, это мощный рынок, для которого приоритетами могут быть определенные товарные группы из Украины.
«ЕБРР не случайно является соорганизатором форума в Киеве, — говорит старший банкир, директор финансового департамента ЕБРР в Украине Александр Павлов, — торговое финансирование является одним из основных продуктов в работе финансового сектора во всех странах нашего присутствия и в Украине в том числе. Программа содействия торговле существует с 1999 года и включает большое количество банков и стран». «Несмотря на то, что в последние пять лет темпы роста международной торговли сокращаются, ближневосточный регион остается растущим», — отмечает Павлов и рассказывает, как ЕБРР помогает финансировать внешнеторговые контракты.
Экспортер или импортер, по словам банкира, обращается в один из банков-партнеров ЕБРР. Там оценивают и помогают заключить внешнеторговый контракт. А расчеты производятся не путем моментального платежа или депонирования наличности где-то за рубежом, а за счет инструментов торгового финансирования — аккредитивов или гарантий. ЕБРР подтверждает эти инструменты своей гарантией. «Тем самым гарантия местного банка или его аккредитив приобретает такой же кредитный рейтинг, как и инструменты ЕБРР, — подчеркивает Павлов, — тем самым снижается стоимость финансирования контракта, возрастают сроки финансирования. И часто без такой гарантии просто невозможно провести такую операцию. Потому что международные банки зачастую не хотят брать на себя риски банков не только Украины, но и всего нашего региона, которые оцениваются довольно высоко». Мы поддерживаем в основном средние и малые предприятия, заключает банкир.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ ДОЛЖНА ПОЛИТИЗИРОВАТЬСЯ
«Реальной для Украины является проблема активности бизнеса, — говорит президент ICC Владимир Щелкунов, — многие его руководители очень пассивны и даже инертны в плане вхождения в современные технологии, в работе на секторальных направлениях, в изучении рынков сбыта. С нами все хотят торговать, но у нас должна быть система, которая бы защищала от неожиданностей при взаиморасчетах. Для этого мы используем возможности Бюро противодействия коммерческим преступлениям и недобросовестной конкуренции, базирующегося в Лондоне».
Отслеживает ли ICC также ситуацию с платежным балансом Украины, спросил у Щелкунова «День». Он дал на этот вопрос развернутый ответ, сводившийся к тому, что в основе дефицита платежного баланса лежит главным образом разница в производительности труда в Украине и у наших торговых партнеров. «А главная причина, — добавил Щелкунов, — в дикой политизации экономической деятельности нашей страны. Невозможно, чтобы в каждом нормальном экономическом законе или постановлении правительства политики ловили каких-то блох и искали какую-то политическую слагаемую. Так работать невозможно. И вторая причина — изменения во власти. Правительства не должны так часто меняться. Дайте возможность поработать и потом спросите, заслушайте отчет. Сейчас же политизация и частые изменения во власти не дают инвестору впечатления о стабильности в стране».
ХВАТИТ БЕЖАТЬ ЗА ЧУЖИМ ПАРОВОЗОМ
Между тем эксперт по международным отношениям между Украиной и арабо-африканским регионом, директор по развитию бизнеса UCCI Group Виктория Ахматуллина считает, что торговое финансирование — это еще не все. Она рассказывает: «Когда наш предприниматель видит цену на его продукт на арабском рынке, она его поражает. Цена ритейла там очень высокая. Но он не задается вопросом, а почему там такая цена. Когда наш Нацбанк фиксирует курс доллара на каком-то уровне, то мы видим, что доллар не растет, а внутренние цены галопируют. Дело в том, что в таком случае гривня берет на себя инфляцию доллара. А там курс доллара к арабской валюте, например, к дирхаму, не менялся на протяжении 20 лет, и внутренний рынок взял на себя всю инфляцию. Выходя на этот рынок нужно узнать, что образует такую цену продукта. Чаще всего ее нужно делить не менее, чем на два. И именно такую цену вам смогут предложить».
«А как там продать продукт? — подключается к разговору о торговле с Ближним Востоком международный бизнес-стратег, основатель агентства Beweis Кристина Шехайтли, — сначала нужно просто понять, есть ли спрос на вашу продукцию. Стоит ли ехать, например, в Нигерию, где урожай снимают три раза в год и предлагать зерно? Это бессмысленно. Другое дело переработанные продукты. Нам нужно подсаживать страны Азии и Африки на наши технологии».
А как быть со стандартами? — спросил «День». «Нам придется перенимать европейские стандарты, — ответила Ахматуллина, — и им подчиняться. Но если мы всегда будем бежать позади паровоза, то позади и останемся. Нужно, в том числе и во внешней торговле, начинать что-то новое, где мы можем стать законодателями, в том числе и тех же стандартов. А мы вроде и выходим на какие-то новые стандарты, но все равно пытаемся работать по-старому»...