Переписывать же или исключать нормы и механизмы, не понравившиеся главе государства, в законах о налоговых льготах они не собираются
«Мы продолжим нашу работу», — так отреагировал Виктор Янукович-младший на ветирование отцом его законодательной инициативы. «Когда остаются отдельные противоречия, их необходимо преодолеть «на берегу». Если есть возможность улучшить предложенные инициативы — будем еще работать и добьемся результата», — написал он на своей странице в Фейсбук в день, когда на официальном сайте парламента появилась информация о том, что Президент вернул на доработки принятые Верховной Радой 24 мая 2012 года законы о налоговых льготах для IT-индустрии. Впрочем, «Дню» удалось получить эксклюзивное разъяснение сына Президента. О перспективах компромисса и судьбе IТ-законов — в эксклюзивном интервью «Дню» народного депутата Украины Виктора Януковича.
Объективно национальная индустрия программного обеспечения является чрезвычайно мощным инновационным и интеллектуальным кластером экономики Украины, демонстрирующим высокие темпы развития. Даже во время мирового экономического кризиса рост составлял более 30-40% в год. Поэтому, как отмечают эксперты, IT-индустрия как одна из наиболее прогрессивных отраслей экономики для своего развития требует такого же прогрессивного законодательства. Иначе без таких «стимулов» у национальной IT-индустрии может просто не хватить ресурсов выдержать конкуренцию на международном рынке. И похоже, что понимание этого на уровне властных кабинетов понемногу появляется. Хотя, как показали события в конце прошлой недели, еще не во всех.
Как отметил «Дню» один из «закулисных» авторов «налоговых» спец-условий для IТ-сферы председатель совета по конкурентоспособности индустрии информационно-коммуникационных технологий Украины Игорь Лисицкий, вето Президента не было для них абсолютно неожиданным. «Когда мы начали работать с аппаратом Президента, то почувствовали, что такое может произойти», — заметил он «Дню». Но от этого ІТ-лоббистов упрямство чиновников из Администрации Президента возмущает не меньше. Ведь, как заметил «Дню» Лисицкий, ІТ-специалисты абсолютно «открыто» шли на сотрудничество. Мол, передали все расчеты, которые, кстати, получили согласование даже в самом «капризном» из министерств — Министерстве финансов. Кроме того, свою поддержку IТ-шникам гарантировал и премьер-министр Николай Азаров. В конце мая председатель парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталий Хомутинник на заседании комитета «Кабинет министров окончательно согласился на возможные льготы, которые будут предоставлены разработчикам программной продукции». Кроме того, не было возражений и замечаний к законам об ІТ-льготах и со стороны Министерства юстиций. А здесь, видите ли, «какие-то чиновники» из Администрации Президента усмотрели злоупотребление, возмущаются ІТ-специалисты.
По словам Лисицкого, аргументы аппарата Президента даже комментировать сложно. «Цифры не соответствуют действительности вообще, а ссылка на Конституцию Украины вообще абсурдна, — говорит Лисицкий. — В статье 24 КУ, на которую ссылаються в Администрации, идет речь о дискриминации по рассовым, имущественными и другими признаками, но никоим образом не по профессиональным. Юридически они не правы».
Так же раскритиковали специалисты и ссылки аппарата Президента на Налоговый кодекс. Мол, единственный подход, на котором акцентируют чиновники, вовсе не означает единых ставок. Как объяснил «Дню» Лисицкий, единственный подход означает анализ экономической модели той или иной отрасли и создание таких условий, по которым она будет максимально эффективна с точки зрения развития отрасли и интересов государства. «Мы это и сделали, — убеждает эксперт. — Мы разрабатывали свою инициативу полностью в соответствии с новым Налоговым кодексом. Поэтому нас и Кабмин поддержал».
Как подчеркнул «Дню» Лисицкий, переписывать и исключать какие-то нормы и механизмы, не понравившиеся Президенту, они не собираются. Возможно, лишь за исключением определения понятия программная продукция. Будут отстаивать свою позицию до конца. «Если убрать все, что требуют в АП, — возмущается эксперт, — законы утратят свою целесообразность. Для нас принципиальными моментами является прибыльный гражданин и единственный социальный взнос».
Другого механизма, кроме как личная встреча с главой государства, ІТ-эксперты решения своего вопроса не видят. «Мы обратились с предложением встретиться с Президентом. Другого пути решить этот вопрос у нас нет, — заметил на вопрос «Дня» о перспективах достижения компромисса Лисицкий. — Я уверен, что если бы мы лично встретились, то нам удалось бы убедить Президента в том, что мы предлагаем сделать действительно важные вещи для отрасли». Но пока никакой информации о возможностях аудиенции у них нет.
В то же время президент компании Imena. UA и владелец интернет-бизнеса (Mirohost.net, Banner.kiev.ua, Mail.ua, Pingwin.ua, Avanport-Design.com) Александр ОЛЬШАНСКИЙ в беседе с «Днем» заметил, что вся соль инициатив лишь в одном налоге — в устаревшем для современного мира НДС.
«Чем прогрессивнее инициатива, тем сложнее путь к ее реализации»
Виктор ЯНУКОВИЧ — о перспективах преодоления вето Президента на спецусловия для ІТ-индустрии
— Как вы восприняли новость о том, что Президент не подписал вашу законодательную инициативу? Ведь рынок уже после голосования в Верховной Раде практически отпраздновал победу. Сейчас вам приходится успокаивать представителей IТ-бизнеса? Что вы им говорите?
— У каждого закона — свои особенности по процедуре принятия. И чем прогрессивнее инициатива, тем сложнее путь к ее реализации. Если есть возможность улучшить эти документы, мы это сделаем.
На сегодня нет оснований говорить о том, что законы не вступят в силу. Мы получили поддержку как со стороны общества, так и Кабинета Министров, Верховной Рады. Пройден слишком длинный путь, чтобы отступать от главной цели — создания максимально выгодных условий для развития национальной IT-индустрии.
Без таких стимулов у нашего IT-сектора не хватит «запаса прочности» выдержать конкуренцию на международном рынке.
— Президенту, как указано в информации на официальном сайте парламента, не понравилось введение специального режима начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование по отраслевому признаку. Это является нарушением Конституции, равенства субъектов предпринимательства, их равенства перед законом, посчитали в Администрации главы государства. Вы готовы отказаться от этого механизма?
— Это одна из принципиальных позиций. Никакого противоречия ни Конституции, ни новому Налоговому кодексу, ни каким-либо другим законам Украины здесь нет. Налоговые условия необходимо создавать, ориентируясь на специфику конкретной индустрии, чтобы максимально раскрыть ее потенциал. По этому пути уже пошли государства, которые борются за лидерство на мировом IT-рынке, — США, Индия, Сингапур, Беларусь. Если мы останемся на обочине этих процессов из-за уравниловки, то навсегда потеряем конкурентоспособность.
В любом случае будем искать компромиссы, удовлетворяющие все стороны.
— Президент считает необходимым определить в законе субъекты хозяйствования индустрии программной продукции, на которые распространяется государственная поддержка. С каких соображений они не были определены? Есть ли у вас уже четкое понимание, кто войдет в этот круг?
— В законе №9744 четко определено, к каким видам деятельности могут применяться специальные условия налогообложения. В предложениях Президента говорится о необходимости дать отдельное определение «программной продукции». Это нужно сделать вне всяких сомнений.
— Интересно, что Президент считает неприемлемым снижение ставки налога на доходы физических лиц для работников субъектов индустрии программной продукции до 5% (это, собственно, как ключевую позицию спецусловий подчеркивали игроки IТ-рынка), Виктор Федорович предлагает же исключить из закона данные нормы. Каким будет компромиссное решение?
— Мы найдем понимание и поддержку наших предложений. Поскольку это позволит IT-компаниям выйти из тени, официально оформить сотрудников в штат, обеспечить им стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Такой подход даст возможность создать тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест. Выиграют все: и представители рынка, и государство в целом.
В предложениях чиновников Администрации не были учтены расчеты рынка, и, насколько я знаю, представители индустрии уже обратились к Президенту с просьбой о личной встрече для защиты своей позиции.
— Сколько времени, как вы считаете, вам понадобится на доработку?
— Мы приложим все усилия, чтобы расставить все точки над «i» в этой каденции.
«Не может Голливуд родиться в стране, где есть НДС»
Александр ОЛЬШАНСКИЙ — о вызовах обветшалой фискальной системы
— То, что Президент не подпишет закон о спецусловиях для ІТ-индустрии, было для меня абсолютно очевидным. Вопрос лишь в том, случится это сейчас (путем вето Президента) или потом, когда этот «режим» начнут отменять задним числом.
— Почему вы так считаете?
— За последние десять лет это уже четвертая попытка создать льготный режим для предприятий ІТ-индустрии. Проблема в действительности в том, что эти предприятия из Украины убегают. И процесс сегодня уже приобрел катастрофические масштабы. На это есть много причин, однако особенной является НДС. Ведь для того, кто производит интеллектуальный продукт, вся его стоимость — добавленная. И выходит, что НДС для него превращается в налог с оборота. А платеж в 20% с оборота не может выдержать ни один бизнес.
Это не является специфической проблемой Украины. Вопрос отмены НДС затрагивают во многих странах. Ведь этот налог появился фактически до времен информационной эры. Он просто устарел. В США и Японии, которые являются мировыми лидерами по производству высокотехнологического продукта, этого налога нет.
— Все же какая судьба, по вашему мнению, ждет последнюю попытку законодательно закрепить спецусловия для украинской ІТ-индустрии?
— Думаю, что есть три варианта развития ситуации. Первый — ничего не произойдет вообще. Это плохо. Потому что ІТ-индустрия просто убежит из Украины.
Второй — закон доработают, и Президент его подпишет. В результате НДС для ІТ-сферы отменят, максимально упростив эту процедуру и сделав ее абсолютно прозрачной. Кстати, ничего нового выдумывать не нужно. Существуют определенные коды деятельности, по которым просто нужно упразднить НДС, как это сделали для медицины и лекарств. Для этого не нужно выдумывать какой-то новый механизм, писать дополнительный закон и т.п.
По моему мнению, НДС — это самое ценное в данном законе. Остальные новации относительно налога на прибыль, единственного социального взноса — из сферы фантазий.
— То есть от них, с вашей точки зрения, ІТ-бизнес безболезненно для себя может отказаться?
— Это все равно, что меня спрашивают: полезен данный закон для ІТ-бизнеса или нет. А я говорю: это все равно, что спрашивать: полезен вечный двигатель или нет. Полезен, но недоступен.
— Вы говорили, что вариантов в действительности три. Назвали два. Какой третий?
— Самый лучший, но, к сожалению, небыстрый. Рано или поздно государству придется упразднить НДС вообще. И это нужно будет сделать не только Украине, но и остальным странам. И кто быстрее сообразит, тот и будет на коне.
— Вы сказали, что в Украине, в частности, ІТ-бизнес делает эту попытку уже в четвертый раз. Предыдущие три раза — безрезультатно. Почему?
— Идея отраслевой регуляции экономики, когда одна сфера находится в одних налоговых условиях, а другая — в иных, — своеобразная полумера. Такими методами можно затушить пожар, но жить долго с ними нельзя.
Сегодня в ІТ-сфере — пожар. Украина рискует полностью потерять самую перспективную отрасль. Поэтому спецусловие с отменой НДС конкретно для этих предприятий подходит. Но глобально наша налоговая система не приспособлена к современному миру.
— Как результат, вы отмечаете безумную миграцию украинского ІТ-бизнеса за границу. Можете привести статистику последних лет?
— У меня есть более красноречивая «статистика». Сегодня Украина не имеет ни одной интернет-компании мирового уровня. Это более чем странно, учитывая наше место в мировом разделении труда в разработке программного обеспечения. В России есть Яндекс, Мейл.ру, у маленькой Эстонии — Скайп, в Украине — ни одной. Это очень тревожный звоночек.
Есть целый пакет мировых компаний, в которых, как говорят, есть украинский след. Но все они к нам формально не имеют и никогда не будут иметь никакого отношения. Как только в Украине появляется хоть какое-то зерно, которое может расти, оно мгновенно «мигрирует» в США. Причем сегодня специалисту не обязательно даже физически переезжать туда. Вот и выходит, что мы почему-то работаем на них. По-видимому, мы очень богаты.
— Понимание этой проблемы на уровне государства уже есть?
— В некотором роде да. Я бы сказал, на минимальном уровне. Нельзя же десять лет биться головой о стену и ровно ничего не понимать. Но не хватает понимания того, что эта проблема глобальная, она не касается отдельной отрасли IТ, просто в ней больше всего заметна.
Компьютер, ІР-телефония, холодильник, стиральная машина, кондиционер — все эти изобретения из США. Весь этот перечень имеет специфическое содержание — он изменяет нашу реальность. А попробуйте вспомнить какое-то европейское изобретение после второй мировой войны, которое сильно повлияло на нашу жизнь? У вас ничего не выйдет. НДС — это в действительности очень серьезная проблема. И мы только сейчас начали ее осознавать. Американцы же осознали это 50 лет назад. Они продают на весь мир «воздушный» продукт — ноу-хау. Голливуд, Интернет, фармацевтика. Львиную долю продукции этих сфер составляет интеллектуальный труд, там нет материальных затрат. В цене лекарств 90% — это нематериальный актив. И мы за этот воздух платим. В стране, где действует налог на добавленную стоимость, не могут существовать такие товары. Потому что для них вся стоимость добавленная. Не может Голливуд появиться в стране, где есть НДС. Так же, как Интернет, компьютер, Google или Facebook. НДС — это налог, который несовместим с современным миром. «Чем прогрессивнее инициатива, тем сложнее путь к ее реализации»