Итак, первым шагом после ратификации Украиной договора о зоне свободной торговли в СНГ стали торговые ограничения. Реагируя на введение утилизационного сбора на продукцию украинского автопрома российской стороной, Украина сделала ответный ход. В правительстве Украины отмечали, что введение утилизационного сбора не согласуется с нормами договора о зоне свободной торговли СНГ и противоречит договору Евразийской комиссии.
Напомним, что постановление о введении утилизационного сбора на российские автомобили и автобусы установило предельные ставки на утилизацию различных видов автотранспортной техники, которые практически адекватны введенным с 1 сентября в России. С учетом утвержденных правительством предельных цен юридические и физические лица, импортирующие для свободного обращения транспортные средства и кузова для них происхождением из РФ, обязаны самостоятельно обеспечить дальнейшую заготовку и утилизацию отходов или заключить договор на это с соответствующими предприятиями.
Решение РФ, дискриминирующее украинские автомобили на российском рынке, вызвало в Украине большой и негативный резонанс. А вот постановление украинского правительства, принятое 3 сентября и опубликованное лишь через 10 дней, воспринято неоднозначно.
Так, почетный президент ассоциации «УкрАвто» Тариэл Васадзе отмечал, что, по его мнению, «ситуация с нашим экспортом восстановится, либо мы вынуждены будем принять адекватный закон в отношении российских автомобилей. «Украина должна ввести аналогичный сбор, — считает Васадзе, — тем более что такая практика есть во многих европейских странах... Импортеры просто промывают мозги. Если мы будем заниматься только импортом, то долго страна этого не выдержит».
В ассоциации «Укравтопром» к названному постановлению правительства также настроены довольно скептически. Его называют несколько поспешной и далеко не самой удачной попыткой ответить на введение утилизационного сбора с украинских транспортных средств, ввозимых в Украину. «В РФ посредством отдельного федерального закона и тщательно проработанного постановления правительства была внедрена комплексная система утилизации транспортных средств, установлены жесткие технические требования к производителям, которые берут на себя обязательства по утилизации, а также (что наиболее важно!) установлены дополнительные мощные стимулы для развития внутреннего автомобильного производства. Ведь внедрение утилизационного сбора создало дополнительный барьер для импорта готовых транспортных средств из других стран», — отмечается в заявлении ассоциации.
В нем указывается, что автопроизводители, работающие в России, получили возможность не платить утилизационный сбор, взяв на себя обязательства по утилизации производимых ими автомобилей. В то же время украинским правительством в последние недели широко декларировалось намерение ввести в нашей стране меры, аналогичные российским. Но, отмечается в заявлении, «постановление же №843 не вводит никаких налогов или сборов, а только устанавливает нечеткое требование к лицам, которые ввозят транспортные средства (причем только из России, а не из всех стран!), обеспечить утилизацию транспортных средств после снятия их с эксплуатации или заключить договора с другими лицами на организацию такой утилизации», — отмечается в сообщении.
По мнению ассоциации, фактически это требование никого ни к чему особо не обязывает, ведь для российских производителей не составит сложности подписать договора с украинскими юридическими лицами на утилизацию когда-то в будущем ввозимых сейчас автомобилей, даже по предельным ценам, задекларированным в постановлении. Таким образом, считают авторы заявления, выгоды от принятия постановления внутренним производителям, потребителям или госбюджету маловероятны, а гипотетическую выгоду получат разве что организации, занимающиеся утилизацией. «Постановление выглядит как попытка создать видимость активных действий в ответ на жесткую протекционистскую политику России», — констатирует «Укравтопром» и предлагает альтернативу. Ею может стать специальный закон Украины об утилизации транспортных средств. В нем должны быть четко прописаны как порядок утилизации, так и обязательства лиц, принимающих в ней участие. «При этом должен быть введен отдельный налог или сбор, который будет уплачиваться в государственный бюджет, и такие законодательные нововведения должны распространяться на транспортные средства происхождением изо всех стран, чтобы был обеспечен равный, недискриминационный подход ко всем нашим торговым партнерам», — отмечается в заявлении.
Но есть и другое мнение, к которому склоняются в основном импортеры автомобилей в Украину. По их мнению, такое зеркальное по отношению к России решение Украины, не задевающее интересы импортеров из других стран, является оптимальным, поскольку иначе могли бы последовать санкции со стороны ВТО. Например, эксперты информационно-аналитической группы AUTO-Consulting считают, что названным постановлением правительство «отучает украинцев покупать российские автомобили и готовит себе дополнительную аргументацию для переговорного процесса с РФ».
Аналогичные мысли высказывает и генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Он считает, что для Украины введение утилизационного сбора только на российские автомобили — это идеальное решение. «Это определенная победа автоимпортеров и дилеров, — говорит он. — Как известно, на сайте Минэкологии висел проект постановления о введении утилизационного сбора на все без исключения автомобили, импортируемые в Украину. Такое решение лоббировала ассоциация «Укравтопром», которая выступала за ограничение импорта автомобилей в Украину с помощью утилизационного сбора. ВААИД же выступал за введение сбора только в отношении российских автомобилей, что станет адекватной реакцией Украины на применение утилизационного сбора к украинским автомобилям со стороны России. После этого Украина и Россия смогут договориться о взаимном непризнании этой ограничительной меры, и проблема для автопроизводителей обеих стран будет снята», — уверен Назаренко.
Он напоминает, что председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко уже заявил о том, что между Украиной и Россией начались переговоры о гармонизации торгового законодательства. «Ввиду того, что Украина подписала меморандум о сотрудничестве с Таможенном союзом, на Украину будут распространены такие же условия торговли, которые действуют внутри Таможенного союза. Таким образом, в отношении украинских автомобилей будет отменен утилизационный сбор, а мы, в свою очередь, отменим его в отношении России. Но если бы сегодня этот сбор Украиной не был введен, мы оказались бы в роли просителя, тогда как теперь мы можем чувствовать себя на равных в переговорах с РФ», — отмечает Назаренко.
Распространение утилизационного сбора на все без исключения автомобили, ввозимые в Украину, серьезно осложнило бы взаимоотношения нашей страны с важнейшими торговыми партнерами, считает Назаренко. «Это поссорило бы Украину с ЕС, Японией, США и Южной Кореей. В итоге могли бы серьезно пострадать украинские экспортеры, в отношении которых могли быть приняты ответные ограничительные меры. В первую очередь это коснулось бы украинских металлургов», — прогнозирует глава ВААИД.