Очередной раунд переговоров относительно присоединения Украины к открытому авиационному пространству Европейского Союза пройдет в мае 2013 года. Об этом в эксклюзивном комментарии «Дню» сообщил первый заместитель главы Госавиаслужбы Александр Гречко в ходе круглого стола на тему «Коммерческая авиация: международный опыт и украинские реалии». Украине, уточнил чиновник, для открытия неба с ЕС необходимо адаптировать 137 европейских регуляций, и Госавиаслужба идет к этому поэтапно. При этом он посетовал, что, дескать, украинские операторы авиационного рынка не проявляют особого интереса к этому процессу, и внедрение нового законодательства идет с большими усилиями. Также мешает двигаться в этом направлении и бюрократизм в виде желания отдельных министерств написать, с какой скоростью, на какой высоте должен летать самолет и какой должна быть разметка аэропорта.
Напомним, ранее президент авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) Юрий Мирошников отметил, что присоединение Украины к Единому авиационному пространству ЕС без готовности украинского рынка, повышения уровня жизни населения, снятия существующих барьеров для населения не даст ожидаемого эффекта. Поэтому, по мнению Мирошникова, пытаться применить «открытое небо» там, где оно в силу тех или иных обстоятельств преждевременно, где не готовы элементы инфраструктуры, элементы экономики, потребительского спроса, предпосылок для передвижения людей, — не стоит. Он отметил, что одной из основных проблем присоединения к Единому авиационному пространству является низкий потребительский спрос среди населения.
Пока главные ответственные по госавиации обсуждали, что же мешает подняться украинским авиакомпаниям в открытое небо, на улице по соседству с отелем, где проходило мероприятие, — на Софийской площади — около сотни работников «АэроСвита» протестовали и требовали, чтобы им выплатили зарплату и отдали документы, чтобы они могли стать на биржу. Поняв, что достучаться не удастся, митингующие в сигнальных желтых жилетках с плакатами в руках завершили свою акцию имитацией «похорон» аэрокомпании, которая сегодня банкротится.
Тем временем в зале продолжалась дискуссия относительно будущего коммерческой авиации. По словам Гречко, оно безоблачно. И, несмотря на проблемы с авиакомпанией «АэроСвит» (прекращением ее операционной деятельности), значительного падения пассажиропотока в Украине не наблюдается. Напомним, что пассажиропоток международного аэропорта «Борисполь» в январе 2013 года сократился на 18% по сравнению с январем 2012 года — до 462 тысяч пассажиров, а в феврале — на 25%, — до 349 тысяч пассажиров. Сокращение пассажиропотока руководство аэропорта связывает с банкротством крупнейшего перевозчика — компании «АэроСвит».
«На тех маршрутах, где летал «АэроСвит», теперь летают другие авиакомпании», — сказал Гречко. На уточняющий вопрос «Дня», видит ли он предпосылки для появления на авиационном рынке монополиста в лице одной компании, которая сконцентрировала практически все предыдущие рейсы «АэроСвита», чиновник сказал, что «нет, не видит». Гречко отметил, что на сегодня нет проблем с удовлетворением заявок авиакомпаний на определенные направления, проблема в другом — в отсутствии у авиакомпаний реальных возможностей организовывать рейсы по большинству заявленных направлений. «Мы открыли полностью небо с Россией, Испанией, Грузией, ОАЭ. Но почему-то не полетели туда авиакомпании. Сегодня авиакомпании, имеющие два самолета, делают заявку на двести направлений. И что из этого получится?» — резюмирует он. Так что компаниям нужно увеличивать свой авиапарк, намекнул чиновник. По его словам, через несколько недель проведут очередное заседание лицензионной комиссии по выдаче назначений на определенные направления.
Удовлетворить спрос на авиатехнику готов крупнейший отечественный производитель самолетов — госпредприятие «Антонов». Как рассказал вице-президент, заместитель генерального конструктора ГП «Антонов» Александр Кива, в течение трех лет предприятие хочет выйти на производство в Киеве 24 самолетов семейства Ан-148 и Ан-158. «В этом году ставим задачу произвести минимум двенадцать самолетов в Киеве, хотя заказчик подталкивает к тому, чтобы выйти на производство пятнадцати самолетов», — сказал он. Причем в течение двух лет оно поставит государственной авиационной компании «Украина» несколько самолетов. «Есть поручение премьер-министра организовать пополнение парка авиакомпании «Украина» самолетами Ан-148 в течение ближайших лет. Фактически за два года должно быть поставлено четыре самолета нормальной комплектации и два — в комплектации VIP», — сообщил Кива. Однако, чтобы удовлетворить спрос авиакомпаний, нужно произвести гораздо больше. Но главная проблема у авиаперевозчиков — где взять деньги для этого. По мнению Кивы, было бы неплохо, если бы государство пошло в этом вопросе навстречу. «Было бы правильно, если бы государство создавало определенные преференции тем авиакомпаниям, которые готовы брать в свой авиапарк украинские самолеты», — говорит он. В частности, можно дать льготу по НДС, льготы по аэропортовому обслуживанию, субсидирование процентов по кредитам и лизинговым платежам.