Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Недолеченные «детские болезни»

Чем история Boeing-787 Dreamliner напоминает проблемы с корейскими Hyundai Rotem в Украине
18 января, 2013 - 12:45
ФОТО РЕЙТЕР

Вчера, 17 января, в воздух не поднялись почти все новейшие дальнемагистральные пассажирских самолеты Boeing-787 Dreamliner. Причиной экстренных мер безопасности стал ряд внештатных ситуаций, связанных с расплавлением аккумуляторных батарей самолета. В частности, в среду, 16 января, из-за задымления батареи был вынужден осуществить аварийную посадку самолет японской авиакомпании All Nippon Airways. Первый случай возгорания батареи был зафиксирован 7 января в Бостоне. На следующий же день на этом же борту зафиксировали утечку топлива, что уже неоднократно случалось с разными самолетами серии. В связи с этими фактами контролирующие органы сообщили, что самолеты Boeing-787 будут оставаться на земле до тех пор, пока не будет найдено решение неполадок.

Первыми запрет на полеты самолета вынесли ведомства по надзору за безопасностью авиаперевозок Соединенных Штатов и стран Европейского Союза. После этого как грибы после дождя стали появляться сообщения о запрете полетов Dreamliner по всему миру, и почти весь флот новейших самолетов, на данный момент состоящий из 49 машин, остался на взлетно-посадочных полосах.

Европейские компании-перевозчики почти не ощутят проблему. Поскольку на нашем континенте Dreamliner в своем флоте имеет лишь польская авиакомпания LOT. Кстати, месяц назад компания презентовала этот борт в аэропорту Борисполь. Первый регулярный полет самолет компании LOT осуществил лишь 16 января, а на следующий день его уже пришлось поставить на прикол. В Индии приостановлена эксплуатация всех шести Boeing-787, принадлежащих госкомпании Air India.

Утром 17 января все самолеты Boeing-787, имеющиеся в распоряжении японских перевозчиков, приземлило министерство транспорта. Самые же большие убытки из-за прекращения полетов самолета будут прежде всего у японской All Nippon Airways, во флоте которой находятся 17 бортов. Именно эта компания купила первый самолет этой серии в конце 2011 года.

Не меньший ущерб получит и другая компания из Японии — GS Yuasa. Именно на плечах этого предприятия лежит производство литиево-ионных аккумуляторных батарей, из-за которых возникли проблемы. Именно такие батареи, только меньшего размера, используются в мобильных телефонах, ноутбуках и других электронных устройствах, которым нужно иметь автономное питание от оборудования с небольшим размером. А литиево-ионная технология как раз и позволяет сохранять энергию на длительное время в маленьком объеме. В то же время такие батареи опасны тем, что часто перегреваются и возгораются. Из-за этого часто можно слышать новости об отозвании больших партий техники. Так, несколько лет назад производитель ноутбуков Dell отозвал более 4 миллионов батарей из-за такой опасности.

Dreamliner — проект престижа для американского авиастроителя Boeing. Общее количество заказов на данный момент составляет 800 штук. Каждый самолет стоит 200 миллионов долларов. Для Boeing проблемы с безопасностью борта 787 могут обернутся колоссальными убытками. Акции компании сразу после начала торгов на европейских биржах в четверг упали на два процента. Между тем, европейские эксперты уже заявили, что остановка полетов Dreamliner положительно отразится на акциях EADS — материнской компании Airbus, которая является главным конкурентом Boeing. А вот компании —поставщики американской корпорации — Zodiac, Safran и Rolls-Royce могут сильно пострадать. Последняя уже была неоднократно замешена в скандале с надежностью Dreamliner. Так, в августе 2010 года на испытательном стенде взорвался двигатель Rolls-Royce Trent 1000, который используется на Boeing-787. Кроме того, в последнее время часто фиксируется утечка горючего из этого двигателя. В воскресенье в аэропорту Нарита в Токио из самолета Dreamliner вытекло более 100 литров топлива.

Эксперты авиационного рынка говорят, что эти «детские болезни», присущие новой технике, нужно было лечить еще на стадии испытаний и не доводить «сырые» самолеты до коммерческих полетов. В целом, эта ситуация напоминает скандалы с поездами компании Hyundai Rotem, когда проблемы, которые можно было решить на стадии испытаний откровенно неплохой техники, решают уже во время массовой эксплуатации. Из-за чего теперь сильно страдает авторитет компании. Невзирая на это эксперты верят, что уже в ближайшее время все неполадки будут устранены и Boeing-787 вернутся на воздушные маршруты планеты.

Boeing-787 Dreamliner — широкофюзеляжный двухмоторный пассажирский самолет, рассчитанный на перевозку 250—330 пассажиров на расстояние до 16,3 тыс. км.

Виталий СЕЛИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ