На прошлой неделе правительство Украины просило парламент предоставить органам власти законодательное право быстрее реагировать на случаи ценового сговора при повышении цен на нефтепродукты. «Мы докажем, что определенные сговоры (на розничном рынке) все же были... Проблема в том, что реагирование АМК будет иметь результат через 4—6 месяцев», — сказал премьер-министр Владимир Гройсман, выступая в Верховной Раде.
В ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» решили поспорить с премьером. Нефтетрейдерам, конечно, нет дела до сроков разбирательств в антимонопольном ведомстве. Их беспокоит качество его работы, и они обвиняют АМКУ в том, что в ходе расследований комитет не обращает должного внимания на участников топливного рынка, нарушающих налоговое и другое законодательство.
«В последние годы в объектив АМКУ ни разу не попадали те, кто выставляет минимальные ценники благодаря неуплаченным налогам, — критикуют объединенные нефтетрейдеры блюстителей конкурентного порядка, — Или те, чьи заправки и нефтебазы взрываются и приводят к гибели людей, поскольку за взятки эти объекты работали без ввода в эксплуатацию, без разрешения контролирующих органов и были укомплектованы дешевым оборудованием». Благодаря неуплате налогов, такие игроки могут предложить очень привлекательную цену, — отмечается в письме ООРНУ главе и членам правительства.
В ассоциации также напоминают, что вне поля зрения АМКУ остается и крупнейший игрок рынка нефтепродуктов (группа «Приват»), контролирующий около четверти всех АЗС страны. Причем они оформлены на 50 постоянно меняющихся юридических лиц. «По мнению АМКУ, именно такие игроки являются добросовестными и социально ориентированными предприятиями, — иронизируют авторы письма, — а мы, собственники безопасных, технологичных и поэтому высокостоимостных объектов и плательщики налогов — картелем или монополией».
По данным ассоциации, все добросовестные участники рынка импортируют из-за границы топливо одинакового качества — Евро-5 и фактически по одной и той же цене. Они платят одинаковые налоги, формирующие около 45% розничной цены топлива, управляют комплексами похожего формата — поэтому уровень цен на стелах их АЗС приблизительно одинакова, а «синхронность» их изменения абсолютно обоснована. «Вынуждены еще раз заявить: ни одна проверка АМКУ и других контролеров в течение осязаемого периода времени не выявила доказательства неправомерных действий операторов рынка нефтепродуктов».